Скрытый демонизм (из книги «Люди погибели»)
Училища строились при монастырях храмах с тем расчетом, чтобы знания, полученные в них, воспринимались через религиозный опыт; образование находилось, таким образом, в теснейшей связи с включенностью учащихся в духовную жизнь. Сами лекции принимали форму диалога между преподавателями и их учениками. «Где мы будем искать сегодня истину?» — спрашивал свою аудиторию в начале лекции византийский богослов Михаил Пселл. Божество являлось, прежде всего, объектом религиозного благоговения, а уже затем — познания. Лекции византийских богословов, как и святоотеческие проповеди, носили не аналитический, а синтетический характер — это был рассказ о Живом Боге. Однако затем эту традицию заменяет эклектический подход: происходит подмена ценностей, знание становится не подспорьем в труде христианина-подвижника над собой, а самоцелью, неким аналогом земной силы, которую ценит мир. И поскольку в области мирских наук и философии Запад имел разработанную систему схоластики и казуистики, то правители Востока, как бы плененные этим интеллектуальным «богатством», стали способствовать переориентированию духовного образования на Востоке, и в богословие внедрился западный метод аналитического мышления: рассказ о Живом Боге сменился рассматриванием свойств Божества; знания человека о Боге были помещены в клетки разлинованного листа. При том Божественные свойства рассматривались аналитически, одно обособленно от другого: Бог как Личность исчезал в этой аналитике; само слово о свойствах Бога становилось сухим и холодным. Там не было Бога «Кто», то есть Бога Живого и Личного; Его заменила некая сумма знаний о Боге (безграничное Божество раскладывается на части, и из них составляется сумма) как обладателе отдельных свойств и атрибутов, сумма, отвечающая на вопрос «что». Лекции велись yже не как диалог, а в форме монолога. Если для преподавания богословия в византийской традиции педагог должен был быть эрудитом, для преподавания схоластики достаточно специалиста, который утром мог бы прочесть по определенному плану лекцию, составленную накануне или даже того меньше: выучить страницы из учебника, пересказать их студентам и потребовать адекватного ответа.
Византийское образование учило в первую очередь православному мышлению. Западное давало сумму знаний, где не было целого, а только части. Характерно, что и представляющий вершину западного богословия трактат Фомы Аквината носит название «Сумма теологии». По нашему мнению, внедрение в систему православного образования схоластики как метода oбучения, импортированного с Запада, имело самые трагические последствия. Целостно-религиозный гносис, основанный на духовном опыте, сменился гносисом рассудка. Вслед за богословием другие дисциплины в духовных школах шли на язык сухого рационализма, претендующего на светскую научность.
К чему это привело? Мы знаем, что в XX столетии семинария пополнила кадры революционеров. И дело здесь не только лишь в личностях этих отступников от веры, их частных качествах, но и в том, что духовная школа не помогла им найти Живого Бога, а абстракции, даже богословского характера, оторванные от сердца, могут без особого труда оказаться забытыми или отброшенными прочь. Поэтому мы полагаем, что и модернизация духовного образования по западному образцу, не учитывающая традиций и специфики Православия, произошла также под действием темных сил.
Разум узурпировал место, принадлежащее сердцу, и, оставшись без сердца, оказался без Бога.
C этой статьей читали также следующие статьи:
|