Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Ответы на вопросы радио «Радонеж»



Рубрика: Интервью, встречи, воспоминанияОпубликовано: 05/05/2006 | Версия для печати


Причина подобных ошибок это притупление мистического чувства, неверие в христианскую православную догматику, либерализм, уже давно проникающий в среду богословов, гуманистические представления во многом не согласующиеся с Откровением. Предание и традиции, образно говоря, - это та нить Ариадны, без которой невозможно выйти из лабиринта противоречий. Модернисты, разрушая Предание и традиции, могут погрузить богословие в состояние хаоса, когда люди перестанут понимать, во что они верят.  

8. Возможно ли вернуть Россию к Православию полностью…?

Мне кажется, что во всей истории мира ни одна страна не была никогда полностью православной. Церковь всегда была тем градом Божиим, который находился как странник и пришелец среди городов земли. Об этом с большой силой писал Блаженный Августин. Не только революция 1917 года самым трагическим образом отразилась на религиозной жизни общества, но в какой-то мере сама революция была подготовлена духовным упадком общества.

Христос обращается к личности и совести каждого человека, поэтому нельзя ожидать возрождения христианства только от каких-либо коллективных мероприятий. Надо поднять нравственный уровень общества. Но здесь мы сталкиваемся с огромными трудностями и сложностями. Однако, каждый должен делать в этом направлении, все, что в его силах. Апостол Павел пишет: «Я был всем для всех, чтобы спасти некоторых». Одна душа перед Богом более драгоценна, чем весь материальный мир, поэтому, как мне кажется, не надо задумываться о количестве. Каждый христианин является миссионером постольку, поскольку он живет по-христиански. Христианская жизнь – это проповедь большая, чем проповедь словами. Слова исчезают из памяти, а пример остается навсегда. 

Теперь стала доступной духовная литература. Ответы на ваши вопросы каждый христианин может получить, занимаясь самостоятельно по книгам, которые укажет ему священник, и слушая проповеди в храме. Поэтому незнание духовной жизни в наше время скорее всего свидетельствует о не заинтересованности и нежелании узнать.

9. С чего следует начинать духовную жизнь, как ей правильно обучиться, каких ошибок особенно следует остерегаться?

Человека к духовной жизни призывает благодать Божия. Первое условие не отлагать свое обращение на будущее, а начать с того же дня. Первое искушение: сначала устрой свои земные дела, докончи их, приведи в порядок, а затем начни духовную жизнь. Но проходит время, благодать оставляет человека и он оставляет свое намерение, мирская жизнь снова поглощает его. Нужно беречь свою духовную жизнь как огонек свечи от порыва ветра, нужно хранить ее посредством посещения храма и домашних молитв.

Особенно помогает хранению благодати Иисусова молитва. Хорошо, если человек найдет опытного духовного наставника, а что касается книг, то мне кажется, что для новоначального в наше время больше всего подходят творения святаго Феофана Затворника. Они являются как бы катехизисом духовной жизни. Сам Феофан Затворник считал своим главным трудом книгу «Путь ко спасению». Но мне кажется, что следует начать с писем о христианской жизни. Очень полезная книга «Поучения аввы Дорофея».

10. На что современному христианину следует обращать главное внимание в повседневной жизни, в общении с ближними?

Преподобный Серафим Саровский советует с душевным говорить о душевном, с духовным – о духовном. Часто слово о духовном, в которое мы как бы влагаем часть своей души, непонятое или не принятое мирским человеком, возвращается к нам как удар по сердцу и лишает нас внутреннего мира. Поэтому с каждым надо говорить на его уровне, говорить о том, что он может воспринять. Нужно избегать споров и полемики, если нет необходимости защищать истину перед людьми, которые могут быть соблазнены ложью.

В общении с людьми надо соблюдать в своей душе мир, а в сердце иметь хотя бы краткую молитву «Господи помилуй». Если мы чувствуем, что начинаем терять мир, то лучше не продолжать разговор или перевести его на другую тему, так как в состоянии раздражения человек не может принести духовную пользу другому, а только сам теряет то, что имел. Надо обращать особое внимание на то, чтобы стараться простить обидчикам и врагам все, что они делают против нас, зная, что скорби это горькое лекарство, без которого само спасение сомнительно.

11. Как православный человек должен строить свои отношения с представителями других вер и конфессий?

Нужно уметь различать личность человека от его конфессии. Человек любой религии это наш ближний, которого мы обязаны любить, это образ Божий, которого мы должны уважать. Поэтому общение в житейском и культурном плане не должно быть ограничено конфессиональными различиями. Притча о самарянине говорит нам о том, что необходимо делать добро людям другой религии или другого мировоззрения. Иудей по отношению к самарянину был иноверцем. Однако поступок сострадательного самарянина должен служить для нас примером. Но есть еще третий - духовный уровень. Это отношения человека к Божеству и единство в вере, таинствах и молитве. Здесь духовное общение происходит в поле церкви. Ереси и другие религиозные системы содержат в себе отклонения от истины, извращения, ошибки, иногда явные демонические импульсы. И поэтому духовное единение с еретиками делает нас причастными их заблуждениям.

Поэтому в духовном плане никакие компромиссы невозможны. Общение в таинствах, а также в общих или групповых молитвах категорически запрещено церковными правилами. Так что для православных неприемлемо как призыв к компромиссному или фактическому соединению с инославием, так с другой стороны житейский изоляционизм. Так что по отношению к людям других конфессий надо держаться принципа: чистота, бескомпромиссность и не смешение в вопросах веры в области духа, а в остальном любовь к человеку как к созданию Божию.

12. В последние несколько лет стала обсуждаться  проблема глобализации. Что это такое по Вашему мнению и как относиться к этой проблеме?

Мне кажется, что техническая цивилизация дошла до такого уровня, что процесс глобализации стал необратимым, однако это не значит, что мы не должны дать ему оценки. О глобализации много писали и много пишут. Поэтому я хочу остановиться только на одном ее аспекте. Глобализация ведет к унификации человеческой личности. Она создает не тип, а стандарт человека. И поэтому человек перестает видеть в другом интересное, новое для себя. Глобализация сужает внутренний мир человека, переводя его на внешнюю деятельность. Человеку становится скучно с людьми. Люди, даже связанные родством, или члены одной семьи дистанцированы друг от друга, и эта дистанция увеличивается все больше.

Эмоциональная охлажденность современного общества и равнодушие друг к другу, мне кажется, представляет для человечества реальную угрозу, не меньшую, чем экологические катастрофы и экономические кризисы. В Библии написано «…блажен, кто милует скоты», то есть, кто милует животных, кто кормит их, ухаживает за ними, старается не причинить им ненужных страданий. Но в тоже время следует задуматься, почему в западном мире обнаружилась в последнее время такая привязанность к животным. Мне кажется, это происходит как раз из-за отчуждения людей друг от друга. Человек нуждается в любви и поэтому ему хочется видеть искреннюю любовь к себе хотя бы со стороны животных. Поэтому многие люди предпочитают общаться с животными, а не с людьми. Глобализация иссушает эмоциональный мир человека, обедняет его.

Христианство учит о любви к человечеству. Но здесь надо сделать определенное уточнение. Любовь начинается с конкретных людей, окружающих нас. Постепенно круг этой любви расширяется как круги в воде от брошенного камня. Сама проповедь Евангелия также началась с проповеди в Иудее. В начале говорит Господь: «На путь язычников не идите, а идите к овцам погибшим дому Израилева». Это первое поле проповеди, имеющее свои границы, хотя, разумеется, Господь не отвергал язычников, приходящих к нему. Второй круг проповеди начинается с послания апостолов в Самарию. Он охватывает всю Палестину.

И третье, - это всемирная проповедь после Пятидесятницы.

Страницы:  1  2  3  4  5 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Об одежде и целомудрии
О чётках
Время - огонь
Твое спасение - в твоей руке
Суламита и Хирам
Любовь или любодеяние?
Вступив в экуменическое движение
Святые Тайны - реальность или символ?
О благословении и послушании
О новой теории Боговоплощения
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили