Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 224
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 44
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.Спасение во многом совете. Вопросы и ответы.

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

О современном неогностицизме (ответ Зайцеву А.А.)



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/03/2005 | Версия для печати


Осиповым учение имеет своими предшественниками Святых Отцов Православной Церкви".
"...А.П.Осипов прямо говорит о безусловной истинности одного только православного пути".
"...идея Святых Отцов, получившая развитие в лекциях Осипова".
"...мы уже показали, что учение о возможности спасения язычников является с православной точки зрения традиционным" (С. 37).
"...Православное понимание спасения как синергии Бога и человека применимо в равной мере и к тем людям, которые были оглашены, крещены и спасены Христом (возможно, что и через посредство апостолов, как это показано выше) уже после их смерти" (С. 42).
"...и если посмотреть на объяснения проблемы адских мук, предложенное А.П.Осиповым (причиной пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их свободное "не хочу"), не предубежденно, то придется все же признать очевидное совпадение взглядов преподавателя Основного богословия со Святыми Отцами... Более того, эта мысль находится в полном соответствии с общей направленностью православного богословия и с характером православной духовности". (С.45).
"...сотериологическая концепция А.П.Осипова является, в отличие от защищаемого архим.Рафаилом мнения, выражением святоотеческого православного учения" (С. 69).
"...признавая истинность Православной Церкви, А.П. Осипов не рассматривает формальную принадлежность к ней как "входной билет" в царство небесное" (С. 59).
Чудище дико, дерзко, озорно и лай (подражание Третьяковскому)
Отзывы о брошюре архим.Рафаила "Какое согласие между Христом и ... профессором Осиповым А.Н."

"...антицерковнее, антихристианское деяние" (С. 1).
"Незнакомство со святоотеческой традицией, отсутствие элементарных познаний из истории богословской мысли и т.д.- все это компенсируется голословными (якобы от лица Православной Церкви) утверждениями, обличительным пафосом, рассчитанными на эмоциональный эффект, софизмами и псевдоцерковной риторикой".
"...самоуверенное вещание от имени Св. Отцов".
"...обыкновенная мирская ругань".
"...внесение смуты в умы церковного народа".
"...неблаговидный пафос".
"...пример, способный оттолкнуть от Православия многих наших современников" (С. 3-4 брошюры Зайцева "Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему")
"... самочинник"
"...явное неблагополучие духовного состояния"
"... лжесвидетельства"
"...с помощью каких-либо компромиссов или уловок"
"...тупиковое положение, в которое он сам же себя поставил" (С . 6).
"... деяние антицерковное",  "... ложное обвинение".
"... до неузнаваемости искаженный пересказ"
"... обличительные ярлыки"
"...лишенность сколько-нибудь серьезного смысла".
"... наглядный пример того, что происходит с человеческим
разумом, когда он безоглядно подчиняется страсти", "...целый ряд абсурдных выводов", "...обличительная накипь".
"... странные заявления" (С. 10).
"...любой нецерковный религиовед мог бы сказать наверное почти тоже самое" (с. 24).
"...в каких-то измышленных формах" (С. 28).
"...утверждение выглядит просто абсурдным".
"... голословные заявления".
"...откровенно безграмотные утверждения"
"...очевидные пробелы в его богословском образовании"
"...самоуверенный тон".
"...беспардонные обвинения" (С. 37).
"...заставляет еще раз поставить вопрос о духовной и нравственной вменяемости архим. Рафаила".
"... учение католических схоластов почему-то очень привлекательно для православного священника архим. Рафаила" (С.48).
"...совсем как у столпа католического богословия Фомы Аквинского".
"... архим. Рафаил место суду Божиему дать отказывается" (С. 61).
"... по его мнению спасется лишь ничтожное число из членов Православной Церкви (видимо, он сам и его единомышленники)" (С. 61).
"... ошибочность суждений архим. Рафаила становится еще более очевидной" (С. 65).
"...преднамеренная софистика" (С. 67).
"...малоубедительные силлогизмы" (С. 68).
"...глубоко усвоил чисто католическое понимание греха и спасения" (С. 70).
"...он доходит до странного и страшного совсем в духе Кальвина заключения" (С. 70).
"...яркий пример сознательной фальсификации".
"...отстаиваемая архим. Рафаилом концепция почти всеобщей гибели человечества есть не что иное, как активно реанимированное в наши дни мироощущение средневекового католицизма, буквально жаждущего вечной кары для неверных" (С. 78).
"...нарочито оскорбительный тон, клеветнические обвинения"
"...все это (брошюра архим. Рафаила) дает впечатление какого-то болезненного в духовно-нравственном отношении явления" (с. 78)
"... архим. Рафаил пренебрежительно отзывается о значении человеческой совести" (С. 78).
"...горделивое осуждение всех и вся не может не настораживать" (С. 39).
"...архим. Рафаил после таких доказательств должен покаяться (напомним, что моя мысль, которую г-н Зайцев считает "клеветнической" заключается в том, что грешник совершает грех свободно и добровольно, а мучается после смерти в аду уже невольно, и, пусть простит меня г-н Осипов, не очень охотно)
"... архим. Рафаил в очередной раз самочинно решает, чему Православная Церковь учит, а чему нет, не считаясь ни с авторитетом древних Отцов, ни с авторитетом подвижников недавнего прошлого" (С. 69).

Теперь последуем плану г-на Зайцева, составленному по главам его брошюры

Главы I и II: "Введение" и "Полемистические методы архимандрита Рафаила"

Господин Зайцев начинает свою брошюру с обвинения меня в неккоректности по отношению к г-ну Осипову. Затем он сразу же переходит к хрущевскому выводу: "кому не нравится советская власть, тот -ненормальный". В перифразе можно сказать, что г-н Зайцев считает, что всякий нормальный, нравственный и богословски эрудированный человек должен быть в восторге от лекций г-на Осипова, иначе на него надо надеть желтую рубашку и вести к психиатру. Такой "вежливостью" г-н Зайцев ответил на мою "невежливость".

Господин Зайцев пишет <Сноска: Цитаты г-на Зайцева здесь и далее приводятся из его брошюры "Расспроси ближнего своего прежде, нежели грозить ему". Поэтому далее, цитируя г-на Зайцева, мы не будем указывать на этот источник.>:
"Незнакомство со святоотеческой традицией, отсутствие элементарных познаний из истории богословской мысли и т.д.- все это "компенсируется" голословными (якобы от лица Православной Церкви) утверждениями, обличительным пафосом, рассчитанными на эмоциональный эффект софизмами и псевдоцерковной риторикой".

Я очень тронут такой оценкой со стороны человека, который призывает к корректности в диалоге. Очевидно саму корректность он подразумевает в одностороннем порядке. Господин Зайцев приписывает мне незнакомство со святоотеческой традицией, тем самым подтверждая необходимость следовать традиции. Здесь не сказано, от какой традиции я отступил по своему невежеству.

Если г-н Зайцев требует, выражаясь его языком, не голословных утверждений, а фактов, то пусть он конкретно укажет, какую святоотеческую традицию я нарушил. Может быть, неотрадицию, которая идет от модернистов? Моя главная критика учения г-на Осипова заключается в том, что он порвал богословскую традицию и игнорирует труды богословов прежних веков, таких, например, как митрополит Макарий Харьковский, епископ Сильвестр, св. Филарет, митрополит Московский и другие. XIX столетие было золотым веком церковных наук в России и прежде всего богоcловия.

Господину Осипову более по душе парижская школа богословов, оказавшихся в эмиграции после революции (людей несомненно талантливых, но в большинстве своем - либерального духа, поэтому их не казнили, а выслали из России), а так же следующего поколения, воспитанного этими богословами, лишенного своих исторических корней, задыхающегося в атмосфере инославного мира и в определенной степени ассимилированного им.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10    11 ►



C этой статьей читали также следующие статьи:



Свидетели вечности
Опасные эксперименты с психикой
О духовной энтропии
О "мрачном романтизме"
О смерти
В сердце источники жизни и смерти
Мятущаяся душа — 3
Твое спасение - в твоей руке
Еще раз об опасностях модернизма
О православной и ложной мистике
 © 2003—2018 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили