Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

О тайне искупления



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 29/09/2007 | Версия для печати




Вопрос: Что произошло с каждой из этих трех сил?

Ответ: Мыслительная сила, или ум, согласно христианской антропологии, представляет собой совокупность всех познавательных способностей. Под  действием первородного греха ум разделился на рассудок и воображение; потеряв способность к созерцанию, он перешел к суждениям и фантазиям. Особенно сильно грех орудует в области воображения, тесно связанной со страстями.

Желательная сила потеряла свое истинное призвание – желание созерцать божественную красоту и, переживать радость богообщения; она обратилась в жажду земных наслаждений, и в соединении со страстями и воображением стала главной деструктивной силой для человека. В области страстных, огрубевших, слепых, извращенных желаний первородный грех свил свое гнездо. 

Раздражительная (реактивная) сила была дана человеку, как страж души, который должен был распознавать и отвергать все, что противоречит воле Божией и препятствует главной цели человека – вечному спасению. Святой гнев – это оружие, которое должно было быть направлено против демона и греха; но праотцы не воспользовались им, и этим самым совершили первое предательство –  вступили в дружескую беседу с сатаной, которая кончилась катастрофой.

После грехопадения реактивная сила подверглась изменениям и извращениям. Гнев, призванный защищать душу от влияния темных сил, деградировал в ненависть к человеку: огонь, который должен был опалять демонов, стал огнем злобы, которая сжигает сердца людей. Извращенная раздражительная сила сделала историю человечества кровавой трагедией, и превратила саму землю в подобие ада. Человек стал ненавидеть не грех, а тех, кто мешает ему осуществить грех, ненавидеть не демона, а своего брата.

Но кроме ярости, ненависти, ревности и злопамятства есть еще один вид греха  раздражительной силы – равнодушие, когда попирается истина, когда несправедливо страдает человек, когда торжествует зло, когда имя Божие подвергается поруганию, когда извращается чистота веры – основы нашего спасения. Здесь индифферентность к греху оборачивается в сочувствие и солидарность к нему. В первом случае, человек обращает меч в грудь своего брата, а во втором, перед лицом зла – он бросает свое оружие на землю.

Вопрос: Как первородный грех проявил себя в телесном плане?

Ответ: Человеческое тело стало тяжелым и косным, подверженным переменам, гниению, тлению, болезням и смерти. Оно попало в рабскую зависимость от внешнего, и вместо орудия духа стала орудием для осуществления страстей. Вместо гармонии и согласия все перешло в состояние противоборства: человек отпал от Бога, космос отпал от человека, и человек внутренне разделился сам с собой.

Рассмотрев разрушительные действия греха, теперь нам станет понятнее, почему человек не может спастись своими силами, и почему  необходимы Искупление и Голгофская Жертва.
 
Вопрос: Что изменило на метафизическом, духовном плане Распятие Христа?

Ответ: Между Святой Троицей и человечеством, навлекшим на себя проклятие и отвержение, встал Крест Иисуса Христа. Бог Отец видит на месте грешника Своего Сына, Который будучи Безгрешным, взял на Себя наказание за грехи человечества. Только через Христа человек приходит к Богу, и Бог через Христа принимает его как Свое чадо. Дух Святой ради крестных страданий Христа созидает Церковь. Ад, как раненный в голову зверь, потерял свою прежнюю силу, - он уже не властвует над человечеством. Но тот, у кого в душе горит пламя страстей и греха, находит место в огненной геенне по закону подобия.

Демон лишился своего господства над людьми; он только может искушать, лгать и соблазнять. Из «князя мира» он превратился в ночного вора, который  под покровом тьмы ворует чужое. Голгофская Жертва изменила отношение между ангельским миром и человечеством. В лице Иисуса Христа человеческая природа получила достоинство, изумившая самих Серафимов. Теперь ангелы не только из послушания, но по любви к Богочеловеку Христу, нисходят на землю и служат спасению людей, как своих младших братьев.

Вопрос: Какое космическое значение имеет Распятие?

Ответ: Крест – это образ и структура космоса, опора, на которой держится вселенная. Крест соединил небо с землей и стал силой, освящающей и   преображающей космос. На заре истории через грех Адама мир ниспал во власть тления; теперь вместе с человеком он должен восстать и преобразиться. Время кончится, настанет вечность, пространство перестанет быть препятствием и преградой для преображенного человечества.

Голгофская Жертва, Воскресение Христа, и действие благодати Духа Святого делают христианина новым творением – более совершенным и близким к Богу, чем первозданный Адам.

Вопрос:
Что происходит с природой человека под действием возрождающей благодати?

Ответ: Как мы сказали, одним из следствий Голгофской Жертвы является нисхождение Духа Святого на землю. Благодать пробуждает от тягостного и мрачного сна дух человека –  восстанавливает способность к духовному ведению и непосредственному созерцанию метафизического мира и сущности вещей; делает человека посредником двух миров: духовного и материального. У человека восстанавливается внутреннее зрение – духовная интуиция, возможность опытно переживать общение с запредельным и трансцендентальным миром, тех сверхреалий, которые открывает вера. Если духовный ум – внутренний логос – можно  сравнить с нематериальным светом, который озаряет человека и открывает ему новые глубины бытия, то духовные чувства – это тепло, которое согревает все существо человека, это пламя, которое не жжет, а животворит, и наполняет отрадой сердце.

Через дух благодать просвещает душу. В душе возрождаются и проясняются образ и подобие Божие. Рассудок понимает свою ограниченность и покоряет себя вере. Благодать перерождает желательную силу души. Надо сказать, что в сфере эмоций грехи и страсти гнездятся как гады в болоте, и очистить душу от порочных стремлений труднее всего. Желательная сила в состоянии падения – это сладострастная ночная служанка, которая хочет постоянно обольстить своего владыку – ум, и  быть госпожой в тримерии человека. Когда человек, посредством подвига, аскезы и молитвы обуздывает страсти, то в желательной силе пробуждается чувство прекрасного, стремление к нему, как бы воспоминание и тоска о потерянном рае. Когда душа от образов земной красоты восходит к вечной, божественной и нетленной, - тогда человек ощущает всем своим существом сладость молитвы и познает как благ Господь.

Когда благодать охватывает желательную силу души, то человеку хочется быть наедине с Богом и даже  среди людей он внутренне ощущает себя в присутствии Бога, и среди мирского шума  ведет тайную беседу с Ним. Когда благодать касается души, то усмиряет раздражительную силу, как слова Христа бушующее море. Гнев преобразуется в мужество и стойкость, ненависть уступает место любви. Признак исцеления раздражительной силы это покаяние в своих грехах и терпение в испытаниях. У человека возникает отвращение ко всякой лжи как к мерзости, и стремление – лучшее, чем он имеет, отдать другим; он начинает любить своих врагов, молиться о них и плачет  об их несчастьях, как о своем горе.

Под действием благодати силы души соединяются друг с другом в сердце и становятся простым и единым действием. Душа возвращается от внешнего к себе самой, а от себя – к Богу. Тело делается послушным орудием души, но преображение тела – последнее звено в освящении тримерии. Чтобы тело приготовилось к бессмертию, оно должно умереть, истлеть в могиле, как расплавляется поврежденный сосуд из драгоценного металла в огне, чтобы из него можно было бы сделать новую   чашу для царского пира.

Окончательно последствия греха будут уничтожены после воскресения мертвых, которое древний апологет назвал «весной человеческого тела».

На Фаворе Господь показал Своим ученикам Божественный свет, а на Голгофе озарил этим светом все концы вселенной.

Искупление и Спасение – это тайна веры, несовместимая с гуманистическим мышлением, сводящего все к трудам самого человека; недоступная для  рационализма – плоского, сухого, бездушного, мертвого, лживого, который стремится заменить собой Святое Православие.

Грех – это духовный мрак. Метафизическая тьма окутала землю. Человек стал жить и дышать в атмосфере, отравленной миазмами греха. Грех поселился в сердце человека, как будто невидимые змеи внедрились в него. Поэтому человек не может спасти себя своими природными силами. Только Христос, заменивший нас Собой на Кресте, мог воссоздать Свое творение. Мир был создан Божественным Словом, а искуплен Божественной Кровью. Мы искуплены и спасены безмерно дорогой ценой – страдающей Любовью Бога.

Страницы:  1  2  3  4  5 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Воины Иверской земли
О языке православной иконы
Мистерия времени
Эхо черной мессы
Гомеопатия – наука, а не идеология
О телевизоре
Горы - царство монаха
Свет и тени Екатеринбурга
О страсти гнева
Просветы детства
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили