Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О тайне искупления



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 29/09/2007 | Версия для печати


Скептики вообще отрицают достоверность познания, и тем самым сводят Откровение к религиозным гипотезам, условным, лишенным какой либо твердой почвы, как и всякая гипотеза. Они говорят: здесь, на земле, мы ничего не знаем, а узнаем в будущем, после смерти, если вообще есть бессмертие. Они считают, что различные религии это только различные моделирования скрытого и непознаваемого, то есть отрицают истинность Откровения. На основании такого огульного отрицания истины,    упрощенчества и скепсиса они стремятся показать равноценность религий, только неизвестно – как всеобщей истины или всеобщего заблуждения?

Рационалисты убеждают, что познать сущность догматов легко и просто, - лишь бы найти общий принцип, а все остальное относится к мистике и метафизике, граничащих, по их мнению, с фантазией.
Скептики отрицают всякую достоверность догматики и рассматривают религию как эмпирику неких переживаний, за которыми стоит неопределимая, но общая для всех вероисповеданий реалия, или же,  непроницаемая как бездна пустота. И в первом и втором случае Откровение перестает быть вечной истиной, а церковное Предание теряет всякий авторитет.

Вопрос: Еще  один вопрос по гносиологической проблематике: какое отношение имеет философия к религии?

Ответ: Философия оттачивает человеческую мысль; она проясняет и уточняет терминологию, которой пользуется богословие. Философия и логика помогают изложить богословские истины в определенной системе и структуре, - в этом смысле философия приобретает коммуникативное значение. Образно говоря, философия это посох, на который опирается богословие.

Однако мы должны помнить, что духовный, метафизический мир имеет другие формы бытия и категории, чем физический. Мы способны через веру ощутить, пережить и, отчасти, посредством символов и метонимий описать реалии духовного мира, но повторить и проверить их в заданном эксперименте, объять умом и ограничить логическими суждениями – мы не можем. Ведь само логическое мышление это обобщение опыта нашего земного бытия, и в других условиях законы логики перестают действовать, как законы классической механики в космосе.

Догматы – это духовные реалии, относящиеся к метафизическому миру; логически объяснить и доказать догмат невозможно. "Объясненный" догмат, тем самым окажется урезанным и ограниченным возможностями человеческого мышления. В таком случае, мы будем иметь дело только с осколками разбитой истины. Никакие догматы, начиная от тринитарных, нельзя свести к логике. Доказанный или очевидный догмат, где нет место вере, - это уже ложный догмат.

Вопрос: Признавая условность и ограниченность нашего мышления,  можем ли мы попытаться получить ответ о действии первородного греха и  значении Голгофской Жертвы для спасения человечества?

Ответ:  Сначала я хочу привести древнее сказание, похожее на притчу. На острове Крите было построено огромное здание, с искусственно  запутанным планом, где комнаты, коридоры и лестницы представляли собой, как бы паутинную сеть, из которой человек не мог найти выхода. Только один путь вел к воротам лабиринта, но этот путь невозможно было узнать, отгадать, найти и не потерять. Утомленный, безысходными поисками человек, попавший в лабиринт, становился добычей чудовища Минотавра – стража этого лабиринта. Если бы даже кто-нибудь из героев убил бы Минотавра, то все равно погиб бы в лабиринте от голода и жажды. Но герою греческих сказаний Тезею удалось поразить Минотавра и выйти из лабиринта.

Дочь Критского царя Ариадна дала ему клубок нити, которую он должен был раскручивать, странствуя по лабиринту, и по этой нити найти дорогу назад и спастись от смерти. Чтобы нам не запутаться в лабиринте собственных мнений, предположений и домыслов, и не попасть в когти минотавра – духа зла – мы также должны держать в руках нить Ариадны – Священное Предание и традиции Церкви, и только держась за эту спасительную нить, мы можем попытаться раскрыть учение о первородном грехе и искуплении. Если же мы выпустим эту нить из рук, то попадем в ловушку собственных заблуждений и измышлений.

Как мы уже сказали, для рационалистов все абсурдно, что не вмещается в узкий круг их знаний, представлений и мнений. Рационалист отрицает грех Адама, который лежит на каждом человеке и на нем самом и активно действует в нем, так же, как древние фарисеи с негодованием встретили слова Христа, что Он может дать им свободу, утверждая, что они всегда были свободны и их отцы никогда не были рабами. Апостол Павел пишет, что Крест (то, что произошло на Кресте) для эллинов безумие, а для иудеев – соблазн. Современные модернисты, как в древности иудеи, соблазнились учением Церкви, что они пленники греха и сатаны, посчитав это унижением человеческого достоинства,  и поэтому отвергли догмат о искуплении.

Грех Адама, который перешел на все человечество, и Распятие Христа, спасшее человечество, -  это два полюса, через которые проходит ось духовной истории мира. Модернисты стремятся изъять из сотериологии ее основу – искупительную Жертву Христа, и затем приступают к переосмыслению, вернее, извращению, самого догмата о спасении, и манипулируют им так долго, что от их софистики остается только вера человека в самого себя и в свои природные силы. А если в такой модернистической «сотериологии» еще встречается имя Христа, в виде маскировки под Православие,  - то только как пример самоусовершенствования и борьбы с грехом, живущим в человеческой плоти. Однако центром православной сотериологии является искупительная Голгофская Жертва.

Символом  христианства всегда был Крест. Христос – Богочеловек на Кресте заменил нас Собой; Свою совершенную, безгрешную человеческую плоть Он принес в жертву за наши грехи, и взял на Себя наказание как следствие наших грехов. А Божество Христа сделало эту жертву абсолютной, так что в нее потенциально вошло все человечество и могло войти миллионы таких миров, как наш. 

Вопрос: Что значит «потенциальная жертва», и какова актуализация Жертвы?

Ответ:  Следует различать два аспекта искупительной жертвы Христа: природный и личностный. Христос в Своей ипостаси вознес человеческую природу на непостижимую умом и невыразимую словом высоту. Это сторона Христовой Жертвы, как основание и возможность спасения, относится ко всему человечеству, но конкретным объектом спасения является личность.  Жертву надо принять, усвоить, войти в нее. Крестная Жертва Христа за человечество должна стать Жертвой за меня. Здесь открывается личностный аспект искупления, в котором участвует не только божественная любовь, но и человеческая воля. Это усвоение искупительной Жертвы совершается посредством веры в Искупителя и Спасителя, принятие таинства крещения  и других Таинств Церкви; оно раскрывается через жизнь по Евангелию, и осуществляется в делах любви.

Вопрос: Что такое спасение? На чем основана православная сотериология? Теперь модернисты стали учить, что искупление это католическое понятие, а оправдание – протестантское. Что же остается у православных?

Ответ: Модернисты порвали с традиционным богословием и перешли от традиции к реформации. Но, чтобы замаскировать свой отход от богословской преемственности, они встали в позу борцов с инославием, не взирая на то, что термины искупления и оправдания находятся в самом Новом Завете, а не являются принадлежностью Фомы Аквинского и Лютера. Искупление, оправдание, освящение – это триединое действие божественного домостроительства, которым спасается человек.

О искуплении мы уже кратко сказали: это тайна Креста, духовный центр, в котором сходятся радиусы Ветхого и Нового Заветов, к которому направлены векторы космоса; это поворотный пункт в истории человечества и главный фактор нашего спасения. Человечество в генетическом отношении – это единство во множественности и множественность – во единстве. Адам –    источник человечества, и поэтому из загрязненного грехом источника потекли зараженные воды.

Можно привести другой пример. Болезни родителей передаются по наследству, так как поражает их воспроизводительную систему и отражается в генетических кодах. Даже при излечении самих родителей, эти генетические повреждения могут создать тяжелую наследственную ситуацию для их будущих детей. Имеются такие заболевания, например связанные с радиацией, которые более разрушительно действуют на потомство, чем на того, кто непосредственно подвергся облучению. Конечно, это только примеры, которые не исчерпывают глубины вопроса.

Страницы:  1  2  3  4  5 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О полемистических методах Погосова
О грехе демоноуподобления
О некоторых опасностях исихии
О эманации слова
О мистической красоте церковного языка
Оживший зверь
Еще раз об опасностях модернизма
Авва монахов
Метафизика греха
"Святые Тайны для меня все"
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили