Первородный и личные грехи глубоко поразили природу человека, поэтому само спасение является новой жизнью, процессом исцеления от яда греха и его последствий через благодать Божию, при чем полное восстановление человеческой природы и его царственного места в космосе окончательно осуществится в конце мировой истории при воскресении из мертвых.
Вопрос: Что тогда дала людям Голгофская Жертва, если грех еще не уничтожен полностью?
Ответ: Через искупление грех перестал владычествовать над человеком, но продолжает действовать в нем, следовательно, и в окружающем мире. Но человек уже не пленник сатаны и раб греха, а личность, получившая реальную силу в борьбе со злом. С человека-узника, родившегося в темнице, сняты цепи, он выведен на свободу, ему дано оружие, но он еще находится среди врагов – внешних и внутренних; ему предстоит борьба со своими греховными привычками и страстями, испытания в выборе между добром и злом. Теперь он получил возможность быть победителем. Сатана из князя видимого мира стал только искусителем и соблазнителем человека.
С искуплением неразрывно связано оправдание, - это новое отношение между человеком и Богом. Правда открыта в искуплении; это не только правда человеческой природы, даже безгрешной, как у прародителей до падения, наша правда – Христос. Его правда сожгла и испепелила нашу неправду не только в видимом, но и в невидимом – метафизическом мире; с нас снята вина за грех Адама, как метафизическая и генетическая общность человечества в грехопадении. Оправдание, или реабилитация человека, - это освобождение человека от власти демона и примирение с Богом, воссоздание в душе человека образа и подобия Божия.
Оправдание невозможно без освящения. Человек воспринимает и усваивает Жертву Христа через действия Духа Святого в таинствах Церкви. Без благодати Божией невозможна сама вера, невозможна победа над грехом, поэтому спасение – это действие благодати Божией, соединенная с волей человека, воспринимающей спасительную благодать.
Борьба благодати с первородным и личными грехами проходит в сердце и преображает его. В духовной борьбе формируется человек как нравственная личность; он становится соучастником собственного спасения, он осознает, что Бог – это истина и жизнь, и приобретает силу для противостояния греху в сознании своего бессилия, соединенного с надеждой на Бога. В этой борьбе человек получает способность все более приобретать и усваивать благодать Божию. Христианский подвиг борьбы с грехом – это восхождение "от благодати к благодати, от силы к силе". Путь борьбы необходим для человека, иначе он не поймет, что такое спасение, и может подумать, что спасение это его личная победа, следствие одних его усилий или достоинства его природы. В таком случае человек, надеющийся только на свои собственные силы, остается без Бога.
В борьбе с грехом и демоническими силами углубляется и крепнет любовь человека к Богу: вера рождает надежду, а надежда – любовь. Человек ценит то, что получил через испытание, как мать любит ребенка через боль рождения. Если ребенок родился бы в колбе и затем был отдан ей, то она не могла бы любить его так, как часть самой себя. Без опыта духовной борьбы Бог представлялся бы некой внешней силой для человека, или же каким-то должником, Который обязан дать человеку рай.
Вопрос: Против чего борется человек? Кто его враги?
Ответ: Человек борется против демонических сил, против тирании этого полуязыческого мира, а также своих страстей, как наследия первородного греха. Эта борьба основана на искупительной Жертве Христа; человек получает оправдание, то есть он входит в новые взаимоотношения с Божеством. Спасение совершается через освящение и преображение природы человека. В земной жизни человек не освобождается от действия греха, но Господь борьбу человека с грехом, его внутренний путь падений и побед, - если человек устоит на этом пути, - принимает как ответную жертву и Своей благодатью восполняет недостающее в человеке. При переходе в вечную жизнь благодать очищает последние «темные пятна» греха в душе человека. Поэтому спасение всегда остается милостью и даром Божьим, а не заслугой даже для великих святых.
Вопрос: Какие факторы необходимы для спасения человека?
Ответ: Два фактора: спасающая благодать Божия и воля человека, послушная благодати. Это единство двух волей – божественной и человеческой – называется синергией. Птица может подняться ввысь к небу только на двух крыльях: на одном крыле она будет бессильно влачиться по земле. Без крестной Жертвы, которую усваивает человек в Таинствах Церкви, невозможна победа над сатаной. Без очищения души от греха посредством благодати Божией и личного подвига человека пребывание в раю невозможно: для грешника райская жизнь была бы мучительным инобытием, так как в сердце его находился бы ад – огонь греха и страстей, который горел бы, не угасая.
Ошибка гуманистов в том, что они считают, будто человек сам, по своей эмпирической, невозрожденной и неосвященной природе уже чист, и может спастись по естественной совести и добрым делам, независимо от веры и благодати, что ему не нужно искупление, - он сам для себя спаситель.
Вопрос: Вы говорили об условиях спасения. Что же такое спасение в своей сущности?
Ответ: Спасение это богообщение, которое начинается на земле и продолжается в вечности. В процессе богообщения происходит непрестанное преображение человека. В озарениях благодати душа делается как бы лучом небесного света. Это динамичное состояние обожения бесконечно. Здесь на земле Господь попустил действовать первородному греху над христианами, искупленными Его кровью и освященными таинствами Церкви, заставив зло невольно служить добру. Грех стал средством еще большего совершенствования для человека, ведущего борьбу с ним. Господь укрепил волю человека, освятил его природу, но не исцелил его мгновенно, а дал возможность для подвига, для возрастания в благодати и бесконечного приближения к Божеству. Святые отцы называли спасение обожением.
Вопрос: Почему Господь, принеся Себя в Жертву за грехи мира, не уничтожил сразу грех и не сделал людей равноангельными существами?
Ответ: Человек не предмет, который можно переставить с места на место, не механизм, в который можно ввести заданную программу, а свободная личность, способная к самоопределению. Поэтому для его спасения недостаточно только действие со стороны Божества, но необходимо участие самого человека как личности в деле своего спасения. Здесь необходим выбор свободной воли, иначе человек перестает быть нравственной личностью, и его богоподобие превратится в фикцию. Если бы Господь только возвел бы человека в состояние первозданного Адама, то он мог бы снова совершить грех, будучи уже расположенным к греху. Значит, надо было или уничтожить личность человека и создать новую, то есть повторить творение праотцев, или же, провести человека через огонь испытаний, чтобы он в борьбе с грехом мог бы получить способность воспринять сугубую благодать и стать недоступным для греха в вечности. Ангелы тоже получили сугубую благодать, пройдя через испытание.
Вопрос: Разъясните подробнее эту мысль.
Ответ: Бог – это Высшая Правда, и борьба с грехом со стороны человека это закон божественной справедливости, но, вместе с тем – проявление любви. В этой борьбе для человека открывается опытное познание Бога, как Жизни, Истины, Мудрости, Силы и Блага. В личном подвиге для человека открывается возможность получить сугубую благодать Божию, как конец испытаний и достижение заветной цели земной жизни, то есть состояние непоколебимого пребывания в добре. Это состояние святых в Небесном Царстве. В борьбе с грехом крепнет любовь человека к Богу как Своему Спасителю и Искупителю.
Через духовную борьбу христианин осуществляет то, к чему был призван Адам в Эдеме, а именно, - совершенствование в исполнении воли Божией.
Здесь завязан один из самых сложных узлов противоречий между христианством и гуманизмом. Гуманисты больше думают о рае, чем о Боге; больше хотят получить дары от Бога, чем Самого Бога – как внутреннего содержания их жизни. В сущности, гуманистический рай похож на счастливую земную жизнь, где нет смерти. Вопросы внутреннего богообщения и преображения души их мало интересуют.