Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

О тайне искупления



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 29/09/2007 | Версия для печати




Вопрос:
Бог всеведущ, Он предвидел грех Адама, почему же допустил его?

Ответ: Потому что свободная воля, которой Господь одарил Адама, как богоподобное существо, должна быть реальностью, а не фикцией. Для прародителей подчинение своей воли божественной воле было высшим волевым актом, посредством которого они, как личности, были соучастниками богообщения, а не пассивными потребителями божественных даров. Именно личное соучастие в достижении бесконечной цели обожения делало праотцев способным к восприятию все большей благодати, к зрению божественного света, который раскрывался для них постепенно, оставаясь в сущности своей неприступным. Праотцы, как и ангелы, должны были пройти через испытание своей свободной воли, чтобы утвердиться в добре. 

Вопрос: Как отразилось падение человека в метафизическом мире?

Ответ: Прародительский грех расторг союз между человеком и Богом, который вначале заключался в заповедях возделывать и хранить Эдем и не прикасаться к плодам древа познания добра и зла. Через исполнение этих заповедей человеку открывалась возможность проявлять и укреплять послушание к Богу, и тем самым духовно совершенствоваться. Послушание было ступенями духовной лестницы, по которой Адам должен был восходить к Богу.

После грехопадения было потеряно духовное единство Адама с Божеством, как образа с Первообразом. Бог перестал быть для человека основой, сущностью, движущей силой, целью и светом его жизни; человек начал воспринимать Божество как некую внешнюю силу, которая внушала ему не любовь, а страх. Между человеком и Богом образовалась непроходимая пропасть; ангелы перестали сходить к праотцам, как прежде в Эдеме, и беседовать с ними. Только отдаленное эхо ангельских голосов человек слышал в смутном шепоте своей совести.

Грехопадение Адама вызвало дисгармонию мира: небо и земля разделились друг от друга; земля, зараженная грехом, впала в духовный мрак и бездну богооставления.

Вопрос: Некоторым кажется непонятным, что за грех Адама, по их мнению, «детский грех» невоздержания и любопытства, человечество было так сурово  наказано.

Ответ: В основе греха Адама была не столько прихоть глаз и похоть тела, - а гордость, в которой повторилось падение сатаны. Не плод сам по себе пленил его своей красотой (это, если можно сказать, внешняя оболочка адамова греха), а суть преступления была иная: человек захотел стать равным Богу, при том похитить, украсть, осуществить это равенство посредством сопротивления божественной воле, которую первочеловек представил как «умаление» и «нарушение» своих «человеческих прав».  При этом змей представляется первым проповедником гуманизма – "Будете, как боги" -  и либерализма – "Станьте свободными от запрета".

Странное противоречие. Бог творит Адама богоподобным существом, наделяет его Своим образом и хочет, чтобы Адам стал «богом по благодати» (то есть, не изменяя своего естества, приближался бы к Богу через стяжание благодати); но Адам хочет получить богоравенство без труда, даже без малого самоограничения; он хочет стать богом немедленно, богом по достоинству и естеству, стать богом при помощи плода – внешнего предмета, как магического талисмана. Он хочет стать богом без Бога при помощи демона, следовательно, сатану ставит выше Бога, как некого архибога. Поэтому грех Адама был безумием гордыни, которая охватила как черный адский пламень души первозданных людей.

Адам захотел стать четвертой ипостасью Святой Троицы, как некогда сатана возмечтал стать новым богом и пал в бездну вместе с примкнувшими к нему ангело-демонами. Адам повторил в своей душе грех и падение денницы. Но, решившись насильно завладеть достоинством Бога, он пошел бы дальше и захотел бы стать единым богом, и в своих безумных мечтаниях уничтожить и убить Бога, - ведь двух богов и двух божественных сущностей не бывает.

Вопрос: Кажется удивительным, как Адам, будучи мудр и научен Самым Богом, не понимал, что творение не может быть равным Творцу, что борьба с Богом – это потеря Бога и вечная смерть, что сатана – противник Бога – никогда не может быть другом человека.

Ответ: Дело в том, что грех сам по себе нелогичен и непоследователен. Грех – это тьма и безумие; безумие не может быть объяснено. Через грех хаос ворвался в душу Адама, прежде всего в область чувств, которые переродились в страсти – в искры ада, мерцающих в человеческой душе. Грех сделал Адама добровольным пленником диавола. Образно говоря, грех был магической распиской кровью, которую Адам от имени себя и своих потомков как представитель человеческого рода, вручил демону.

Вопрос: Что представляет собой союз Адама с диаволом?

Ответ: Человек – образ Божий по природе – стал образом демона по своим делам и расположению сердца. Душа человека оказалась открытой для действия демонических сил. Грехи и страсти похожи на штрихи безобразного демонского лика, которые рисует невидимый живописец в человеческой душе. До воплощения и распятия Христа демон чувствовал себя на земле и в человеческом сердце как хозяин в своем имении; ад стал неизбежной перспективой для человечества.

Вопрос: Вернемся к Голгофской Жертве. Что такое искупление? Почему оно явилось необходимым для человечества? Почему без искупления невозможно спасение для человека?

Ответ: Чтобы лучше понять, что такое искупление, надо рассмотреть действие первородного греха в нескольких планах: метафизическом, космическом и антропологическом.

Напомним, что человек по своей природе и естеству – двухсоставное  существо, состоящее из души и тела. В тоже время он триедин, так как в самой душе находится как некое око вечности его дух. В человеческой личности как в единой монаде содержится трехступенчатая иерархия – дух, душа и тело, а в душе различаются три силы: мысленная, желательная и раздражительная. В современной психологии существуют их приблизительные аналоги: разум, чувство и воля. Дух не самостоятельная субстанция (природа), а особая способность души общаться с Богом и метафизическим миром.

Вопрос: Какие следствия грехопадения произошли в космосе?

Ответ: Судьба человека как царя и первоиерарха земли и космоса тесно связана с состоянием видимого мира. Человек – представитель  материального мира в духовном эоне.  Из-за греха человека произошла деформация и деструктуризация вселенной. Прежнюю симфонию космоса стали пронизывать диссонирующие звуки. Тление и смерть как владыки воцарились над миром. Духовные законы симпатии и гармонии сменились законами тяготения, где большее тело притягивает меньшее, как бы порабощая его, то есть произошло изменение физических законов.

Картина мироздания, которой любовались ангелы, была осквернена и изорвана. Земля и космос превратились в духовную пустыню; только как угольки в потухшем костре  мерцали светом среди всеобщей тьмы праведники и святые. Пространство и время для восприятия падшего человека стали другими, а вечность – чужой стихией. Человек из царя земли превратился в ее поработителя и одновременно в раба.

Вопрос: Какие расстройства произвел грех в антропологическом плане?

Ответ: Больше всего грех поразил самого человека и перешел как болезнь на его потомство, разрушительно проявив себя на всех уровнях тримерии: духа, души и тела. Дух –  это око души, устремленное к Богу, звезда, отражающая в себе вечный свет благодати. После грехопадения вежды духа смежились, благодать отошла от человека, божественный свет, обитавший в нем, и покрывавший праотцев как дивное одеяние, – померк и погас. Дух потерял свое высшее место в тримерии человека: он погрузился в тяжелую дремоту, и если по временам пробуждается от нее, то затем снова уходит в себя – в глубокий сон.

Дух стал беспомощен как младенец, немощен как старец, и как слепой, оставленный без поводыря на дороге. Душа захватила область духа, и человеческие помыслы обратились к земле. До грехопадения ум человека был подобен зеркалу, обращенному к небу; теперь он стал похож на перевернутое зеркало, обращенное к земле. Ум  наполнился материальными образами, произошло разъединение трех главных сил души: мыслительной, желательной и раздражительной; началась внутренняя дисгармония этих сил, которая стала переходить в противостояние и борьбу друг с другом.

Страницы:  1  2  3  4  5 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Воины Иверской земли
О языке православной иконы
Мистерия времени
Эхо черной мессы
Гомеопатия – наука, а не идеология
О телевизоре
Горы - царство монаха
Свет и тени Екатеринбурга
О страсти гнева
Просветы детства
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили