Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

О традиционализме и модернизме



Рубрика: О ПравославииОпубликовано: 20/12/2008 | Версия для печати


Вопрос: Какие тенденции мы видим в современном христианстве, которые получили свое отражение в богословии?

Ответ:  В современном православном мире все более четко определяются два течения, два подхода к теологии, особенно к сотериологии и литургике, две ментальные установки, во многом определяющие духовный тип человека – традиционализм и модернизм. Это не только два мировоззрения, или, говоря более мягко, два ракурса, в котором видится христианство, - это два мироощущения, это философия жизни, которая нашла свое отражение в религии.

Вопрос:  Что представляет собой традиционализм?

Ответ: Традиционализм выражает себя как стремление сохранить истину, полученную в Откровении, или истины, связанные друг с другом в единое целое. Он основан на двух первоначальных заповедях, данных Адаму в Эдеме до грехопадения: "Храни и взращай". Эдем – чудный сад, – вещественный и духовный, – созданный Богом для человека. Эдем – прообраз христианской Церкви. Первая заповедь "Храни" для нас заключается в преемственности Откровения, неповрежденности содержания и формы, которые должны быть неотделимы друг от друга, как тело от души, и слово от мысли.

Вторая заповедь "Взращай" означает деятельное исполнение библейских заповедей, личный подвиг христианина, аскезу, молитву и стиль жизни, через которые духовная истина – догматы – становятся жизненным началом и условием богообщения.

Вопрос:  На чем основан традиционализм? В чем он видит ориентиры и гарантии истины?

Ответ:  Традиционализм основан на безусловной вере в разум Церкви ("разум Христа") и подчинении Ему малого, ограниченного, засоренного заблуждениями и омраченного грехом рассудка человека.

Жить разумом Церкви – значит быть включенным в Церковь, существовать в ней как в живом организме, видеть в Церкви вечные ориентиры истины. Церковь названа в Новом Завете "Телом Христовым", "Столпом и утверждением истины", поэтому учение Церкви незыблемо: это божественный свет, струящийся с небес на землю. Церковь это русло неоскудеваемой реки, поток которой – благодать; из нее может пить и черпать каждый, по мере своих сил. Церковь это вечность, открытая во времени, это то духовное пространство, где физический мир соединен с метафизическим, где бытие обретает свою истинную сущность.

Видимый мир непрестанно изменяется. Церковь, в своей невидимой сущности – божественных силах и энергиях, фаворском свете – неизменна. Спасение человека в этом отношении представляет собой обращенность к вечному и неизменному.

Вопрос:  На чем основан модернизм, в чем его корни?

Ответ:  Модернизм основан на принципе эволюции, на представлении о том, что история это восходящая линия, называемая прогрессом, что мир развивается от простого к сложному, от несовершенного – к более совершенному, и Церковь, будучи земным институтом, также подвержена законам эволюции. Поэтому, чтобы физически выжить и существовать в изменяющемся мире, она должна непрестанно приспосабливаться к нему, то есть изменяться. По мнению модернистов, не мир должен преображаться по образу Церкви, а Церковь должна идти за миром, сообразуясь с его запросами и требованиями, с его духовным и нравственным состоянием. Поэтому модернизм стремится к постоянным реформам, как средству борьбы за выживание, и Церковь представляется здесь не единым целым в своем историческом бытии, а цепью метаморфоз.

Вопрос:  Объясните это принципиальное различие между традиционализмом и модернизмом более ясно.

Ответ:  Для традиционалистов Церковь – эта некая динамичная константа; для модернистов – это пластичный материал, которая принимает свои формы под воздействием среды и внешних факторов существования. Психологическая установка для модернистов – эволюционизм, как универсальный закон всего мироздания. Поэтому постоянное и неизменное они воспринимает как мертвое и отжившее.

Модернизм – коррекция Церкви по тенденциям, страстям, вкусам, прихотям и запросам мира. Здесь скрыто действует принцип дарвинизма: кто не может приспособиться к внешней среде и внутривидовой борьбе – тот будет раздавлен и уничтожен. Поэтому традиционалисты в глазах модернистов – это "могильщики" Церкви.

Модернизм ориентирован на сохранение и если возможно на увеличение числа членов Церкви, то есть на количество, при этом главная цель христианства – как внутреннее преображение души и осуществление богоподобия посредством благодати и личного подвига – в модернизме отступает на второй план. Она прямо не отрицается, но стушевывается, будучи поглощенной задачей – удержать любой ценой современных людей с секуляризированным сознанием в ограде Церкви. В этом отношении модернизм постоянно двигается по направлению гуманизма и либерализма. Свою задачу – сохранить количество верующих – он видит в беспрерывных компромиссах, поэтому модернизм это путь перманентных уступок антихристианскому миру, это стремление осуществить союз с духом мира, попытка, обреченная на неудачу и поражение. Христос сказал: "Мир Меня возненавидел и вас возненавидит". Мир примирится с Церковью только тогда, когда поглотит ее, или же, когда в Церкви оскудеет Дух Христа.

Традиционализм в этом отношении ориентирован не на количество, а на качество верующих. Церковь в миру всегда представляла собой, по словам Спасителя, "малое стадо", а евангельское учение – узкий путь, по которому идут немногие.

Традиционализм видит задачу Церкви в сохранении благодати Духа Святого, которую она получила в день Пятидесятницы, одухотворении человека, очищении его сознания от лжи и сердца от страстей, без чего невозможно богообщение и вечная жизнь.

Модернисты считают, что секуляризация и либерализация церковного учения и нравственных правил может замедлить процесс отступления от христианства, вернее от реформированного, аморфного, комфортного для мира христианства, солидарного с нравственным болезнями человечества, что это широкий путь для многих, который поможет сохранить размеры церковного двора, а что будет происходить в этом дворе – это их мало интересует, хотя бы оттуда раздавались вместо храмового песнопения звуки рок-музыки, а вместо молитвы – веселый смех.  

Вопрос:  Вы говорили о том, что основой модернизма является убеждение в эволюционизме, как универсальном законе, которому должна быть подчинена Церковь. А какова в этом отношении основа традиционализма?
 

Ответ: Фундаментом традиционализма является креационистское учение о Церкви и мироздании, о божественной благодати, как действий, свойств и проявлений Божества, о творении космоса из ничего – одним всесильным словом Божьим, которое стало основой мира, о духовном, вечном мире, к которому предназначен человек. К этому миру вечных сущностей и полноты бытия приобщает человека Церковь. Господь сказал: "Слово Мое истинно". Это слово Он передал Церкви, поэтому учение Церкви твердо как истина; оно не может изменяться: то, что сегодня утверждает Церковь, она не может изменить завтра, то есть менять "да" на "нет" и "нет" на "да", сообразуясь с преходящим образом этого мира.

Церковь учит о вечном и неизменном, поэтому слово Божие, хранимое Церковью, не может быть изменено и превращено в человеческое слово.

Вопрос:  Но разве само человечество не меняется?
 

Ответ:  Душа современного человека по природе и своим свойствам остается такой же, какой была человеческая душа на заре мироздания. Меняется только содержание, почерпнутое из внешнего мира, то есть сведения, которые приобретает душа. Изменяется стиль жизни, шкала ценностей, изменяются наши чувства, все более деградируя в страсти, но суть человеческой души остается неизменной. Поэтому можно сказать: "Один Бог, одна душа, одна Церковь и одна вера".

Потеря духовности, отчуждение от благодати это не трансформация, а потеря, которая должна заставить человека еще более дорожить чистым светом Откровения, а не лепить из грязи собственных грехов и страстей новых богов.

Страницы:  1  2  3 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О приготовлении к молитве
Воины Иверской земли
Традиция и петух
О лжеучении библейского эволюционизма
О самом скучном
Мятущаяся душа — 3
Сторожевая башня Грузии
Кому мешает Святой Дионисий?
Размышления об иконе
На перекрестке дорог
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили