Догматы посредством молитвы и аскезы становятся для него метафизическими реалиями. Человек начинает интуитивно, мистически воспринимать догматы как свет своей души, а искажение догматов – как болезнь, как открывающийся область тьмы, как потерю пути, как потерю внутреннего дыхания, как тень смерти, которая покрыла душу. Можно сказать, что через веру человек воспринимает догмат как истину, через надежду переживает его в особом духовном чувстве, как бы соприкасаясь с ним, а через любовь усвояет догмат себе, и вместе с тем его душа усвояется духовному миру.
Для модернистов догматы – это релятивистские построения ума и моделирование человеческих представлений о трансцендентном и непознаваемом.
Непреложное свойство догмата – святость, поскольку догмат содержится в божественном Откровении. Богооткровенность онтологически присуща христианской догматике. Догмат – отблеск божественного Логоса. Догматическая чистота является постоянным атрибутом Церкви; при ее искажении и потери само понятие Церкви исчезает, а если по инерции сохраняется, то относительно и условно, как анахронизм.
У еретиков нет Церкви как Тела Христа, нет Церкви как Живого организма. Еретические общины – это переход от онтологии к искусственным конструкциям, которые могут разбираться и собираться вновь в различных вариантах и моделях. Догматы не изобретаются по принципу эвристики, не открываются как нечто ранее известное, но забытое, не сочиняются философскими умами, а кристаллизируются и выявляются из Священного Писания и Предания сознанием Церкви; при этом они получают возможно точные словесные формулировки. Но нельзя говорить об эволюции догматики, ее приращении и обогащении. Догматы существовали всегда в Откровении, данном Церкви, и этим сохранялась самотождественность Церкви в процессе всей ее истории.
Нарушение догматов извращает духовную жизнь человека и лишает его твердых ориентиров. Если путник на горной ледяной тропе потеряет точку опоры, то начинает скользить вниз с все большей быстротой. Такое падение чаще всего оканчивается на дне пропасти.