Но острить это не значит опровергать, а скорее – вводить свою же аудиторию в заблуждение. Если бы в военной академии учили, что противник не представляет опасности, а вооружен только копьями, стрелами и томагавками, а потом оказалось бы, что у него наготове целый арсенал современного оружия, то такие оптимистические заявления были бы расценены как предательство и дезинформация. Недооценка сил противника всегда имеет тяжелые и даже трагические последствия.
Анекдоты и шутки по отношению к католицизму и протестантству, и повторение в их адрес выражений: «Это очевидный абсурд», «Это, ерунда» и т.д., вместо серьезного анализа еретических доктрин, может поставить православного в диалоге с инославными, в очень затруднительное, а иногда даже смешное положение.
Католичество и протестантизм – это грозные идеологические противники, оснащенные современной наукой, философией, археологией, библиологией, и отчасти патристикой, только воспринятыми ими в искаженных рефракциях. Поэтому такими пустыми словесными хлопушками, как «нелепость», «абсурд» и частушками «Прямо в рай, прямо в рай, только ноги поднимай» и т.д. противников не напугаешь, а своих ничему не научишь, а только покажешь собственную некомпетентность или сознательную дезинформацию.
Для чего все это нужно модернистам? Для того чтобы доказать, что Православная Церковь, с ее великими богословами, апологетами, миссионерами, подвижниками и святыми находилась в плену у еретиков, и на протяжении нескольких последних веков верила как в истину в разные наносные и абсурдные учения. Они хотят показать, что учение Церкви вовсе небезупречно и истинно, как до сих пор считает «наивный народ», который может только бить поклоны и зажигать свечи, что прежние богословы неверно истолковывали творения святых отцов, и что необходимо подвергнуть ревизии православное богословие, изменить и переделать его по аршину своего разума.
Когда я думаю о теологических кротах, которые копаются в земле, чтобы подточить фундамент Церкви, то мне вспоминаются строки из стихотворения Киплинга:
Легион, не внесенный в списки,
Ни знамен, ни значков никаких,
Разбитый на сотни отрядов,
Пролагающий путь для других.
Кто это «другие»?