Гомеопаты могут принадлежать к различным религиям, или быть неверующими; они могут придерживаться различных философских взглядов, или быть скептиками-агностиками, - но это относится к их внутреннему миру, а не к гомеопатии. Гомеопатия остается практической медициной, основанной на фактах, но подводить под нее какую-то теорию с элементами мировоззренчества – очень опасно. Это значит составлять искусственные модели из собственных представлений и сведений, которые почерпнуты из различных источников. Эти придуманные модели легко могут стать мишенью для нападок на гомеопатию.
Особо опасно, если гомеопат использует антропологию адвайта-йоги или Штайнера, и вводит во врачебный обиход или в гомеопатическую литературу такие термины, как «астральные, ментальные эфирные тела», - тем самым, представляя душу человека каким-то сложным соединением различных природ и элементов. Такая теософская лексика тесно связана с учением о перевоплощении души, и прочно вошла в язык оккультных сект, особенно восточного направления.
Христианство учит, что душа это простая однородная субстанция и неразделимая монада. Вообще, душа является предметом не науки, а веры. Психология как наука занимается рассмотрением и обобщением определенных свойств психики, но оставляет вопрос открытым: существует или нет душа, как отдельная от тела субстанция? Поэтому делать заключение в этой области без твердых знаний христианской антропологии – значит дискредитировать не только себя, но и саму гомеопатию.
Хочу прибавить, что термины, относящиеся к оккультизму, употребляли не только некоторые гомеопаты, но основоположник химической терапии Парацельс. Но из-за этого никто не упрекает химиотерапию в магии.
Не медицина, а человеческая личность решает вопросы мировоззрения, а также определяет себя по отношению к Богу и демоническому миру. Всякий человек может ошибаться в своих теоретических заключениях. Иногда эти ошибки происходят оттого, что он критически не отнесся, а принял на веру то, чему его учили.
Действенность гомеопатии как метода, доказывается не личными предположениями и не отвлеченными дискуссиями, а у постели больного. Поэтому, чем скорее гомеопатия освободиться от личных теоретизирований самих гомеопатов, и признает себя практической наукой, тем недоступнее она станет для тенденциозной критики, тем большей популярностью будет она пользоваться среди православных христиан.