Вопрос: Часто можно слышать такое мнение, причём от серьёзных церковных людей: что будто бы в истории Церкви времена были и похуже чем сейчас и, что сейчас ничего особенного не происходит, грех всегда был присущ человеку… Но Владыка Аверкий не согласен с этим мнением. Он говорит, что да, действительно грешили, но и каялись, а теперь и само понятие о грехе и покаянии вытравляется даже у людей, считающих себя христианами. Архиепископ Аверкий утверждает, что зло никогда не разливалось по всему миру так беспрепятственно, как в наше время. Батюшка, а как Вы считаете, нет ли преувеличения в его словах?
Ответ: Я согласен со святителем Аверкием. Никогда нравственность не падала так низко, как в наше время. Никогда грех и разврат не были легализированы и защищены законом, как в наши дни. Церковь не ограждена от мира непроницаемой стеной. Пресса, телевидение, ночные клубы и возможность через интернет увидеть все виды разврата, – делают человека открытым для влияния демонических сил, разжигают страсти, опьяняют его и захватывают в свой плен. Человек с детства теряет чистоту сердца, понятие о целомудрии, и приходит в храм уже нравственно больным. Поэтому ему трудно внутренне включиться в церковную и литургическую жизнь. Загрязненное грехом сердце не может воспринять благодать Божию, соединиться с вечным незримым светом, в котором Бог являет Себя человеку. Получая через богослужения и Таинства благодать, он не может удержать ее и теряет, как вспыхнувший на мгновенье свет, повторяя прежние грехи, хотя бы не в поступках, но в мыслях и страстных образах. Чтобы очистить свое сердце, человеку надо отказаться от многих понятий и привычек современного общества. Он должен искоренять свои страсти, переоценить то, что казалось ему прежде естественным и даже необходимым.
Оскудение благодати – это главная трагедия, как бы проклятие нашего времени. Раньше существовало зло, но ему противостояло добро. Люди понимали, что такое свет и что такое тьма; что добродетель и что грех; что истина и что ложь. А теперь эти понятия почти уничтожены. Теперь духовное состояние человека можно назвать разрывом между его верой и жизнью. Многие люди, исповедуя религию как традицию, получая в ней определенные эстетические и эмоциональные переживания, остаются бытовыми материалистами: верят в Бога, а живут так, как будто Бога нет.
Разумеется, добро будет существовать до конца мира, но здесь мы говорим об общих тенденциях. Личность остается свободной и может возвыситься над духом мира. Но объективные условия для этого становятся все более тяжелыми и трудными. Давление зла и демонических сил все более ощутительны. Апология греха переходит в какой-то массовый гипноз.
Вопрос: Батюшка, как вы считаете, могут ли эти сборники быть полезны для тех, кто уже читал труды вышеназванных авторов и других святых отцов Церкви?
Ответ: Одним из действий греха, живущем в человеке, является забвение. Мы забываем о цели своей жизни, о неизбежности смерти, о мимолётности этого мира и ожидающей нас вечности. Мы забываем горькие опыты наших грехов. Надо обновлять память о духовном мире, частью которого является человеческая душа. Существует древний афоризм: «Истина от повторений не тускнеет». Поэтому нам необходимо вновь обращаться к уже прочитанному и как будто знакомому. Если человек будет стараться жить по-христиански, то в этих произведениях каждый раз будет находить для себя все новое и глубокое.
Вопрос: Отец Рафаил, при распространении данных книг мы неожиданно для себя столкнулись с такой проблемой: нам приходится слышать, что данные издания вносят раскол в христианскую среду. Как может быть такое, что учение святых отцов и подвижников благочестия, строивших свою жизнь по святым отцам, способно внести раскол?
Ответ: Раскол – это выход из церковной иерархии и гордая мысль о том, что можно спастись своими силами вне Церкви. Православное учение – это те истины, во что верила и исповедовала Церковь везде и всегда – начиная с апостольских времен до наших дней, и на всем литургическом пространстве, где проповедуется Православие и совершается богослужение.
Вносит раскол тот, кто вносит новшество. Святые отцы писали, что всякая крайность от диавола. Раскол может быть слева: это дух реформации и модернизма, который пытается соединить христианство с грехами и страстями, господствующими в мире; это скрытый или явный ренессанс язычества – культ плоти. Раскол справа – это несправедливая критика Церкви, когда недостатки и грехи священнослужителей приписываются самой Церкви и Православию.
Вопрос: Каково Ваше впечатление от этих книг, и что Вы можете пожелать людям, которые будут читать отзыв на эти книги?
Ответ: В этих книгах авторы отражают учение Православия. И для тех, кто ищет истину, они подобны оазису в пустыне, где путник может отдохнуть и подкрепить свои силы.
Я посоветовал бы православным христианам нашего времени смотреть на эти книги, как на руководство для духовной жизни, искать в них ответы на недоуменные вопросы. Еще посоветовал бы делать выписки из тех мест, которые особенно затронули сердце, как бы составить небольшой конспект и перечитывать его.
Еще я хотел бы добавить, что самостоятельно заниматься духовной жизнью небезопасно. Никакие знания не могут заменить живого общения с духовным отцом. Поэтому каждому ищущему спасения надо молиться, чтобы Господь послал ему опытного руководителя, так как в духовной жизни есть знания, невыразимые словом, которые передаются от души к душе и от сердца к сердцу.
Батюшка, в заключении хотелось бы выразить Вам сердечную благодарность за труды, понесённые на благо Православной Церкви, и просим Ваших молитв и в настоящем веке, и в будущем.