Культура в буквальном переводе означает "почитание". Это умение уважать: уважать человеческую личность, уважать идеалы и убеждения людей, уважать общество, в котором ты находишься, уважать обычаи хозяев, а самое главное, - уважать те святые чувства, которые больше чем что-либо отличают человека от животного.
Предыдущие десятилетия были временем насилия, когда настоящая духовная культура высмеивалась и уничтожалась. С особой жестокостью и изощренностью племя Хама старалось уничтожить все святое, что заложено в человеке. Храмы, уцелевшие от взрыва и динамита, превращали в клубы, театры, хранилища овощей, свинарники, нередко в тюрьмы, а иногда в общественные туалеты. Научный труд без ритуального поклона вождям марксизма вряд ли мог пройти через заставы и рифы цензуры. В художественных произведениях должен был быть, как знак "благонадежности" хоть один плевок в сторону Церкви. На стенах старинных храмов пестрела нецензурная брань, которая являлась не простым хулиганством, а своеобразным отражением внедряемого в народ духовного свинства.
К сожалению, среди деятелей искусства оказывалось очень мало тех, кто возвысил бы свой голос против этого исторического вандализма. Мы не знаем случаев, когда артисты публично отказались бы от спектакля из-за его кощунственной тематики, или потому, что надо играть в алтаре - "святая святых" для христианина, превращенного в сцену. Но мы знаем немало случаев, когда после падения коммунистической диктатуры эти люди яростно сопротивлялись отдаче храмов Церкви, и требовалось вмешательство государственной власти, чтобы как-то восстановить хотя бы частично историческую справедливость. Конечно, были исключения, но они касались отдельных лиц, так что беда именно в том, что такие случаи оставались исключениями.
Грузинский народ, несмотря на все многовековые исторические испытания и потрясения, оставался православным. Гору с западной стороны Тбилиси, где долгое время жил преподобный Давид (VIв.), грузины назвали Мтацминда - Святой Горой, что является синонимом Афона. На месте, где высится храм преподобного Давида, находился монастырь, в котором принимали постриг лица из царской фамилии. Около храма было монастырское кладбище. Для христиан высшей честью было найти свой последний приют около стен церкви. Народ в благодарность своим героям хоронил на Мтацминда их останки, чтобы многочисленные прихожане и паломники, проходя мимо этих могил, возносили молитвы за тех, чьи имена были написаны на надгробных камнях. Затем там стали хоронить общественных деятелей, писателей и поэтов, но эти люди были христианами, и на могилах их стояли кресты. Коммунисты решили оккупировать это место: с одной стороны, для того, чтобы прировнять к созидателям страны ее духовных разрушителей, а с другой стороны, около стен храма погребать тех, кто разрушал храмы, кто хотел в своей безумной борьбе победить Христа.
Характерно, что люди, с пренебрежением и насмешкой произносившие слово "Бог", с какой-то симпатией смаковали слово "демон"; в созданном ими антихристианском искусстве демон играл, как правило, положительную роль.
И затем еще один виток в истории святого места в Тбилиси. Бывшее кладбище монастыря стало кладбищем артистов, как будто театр приватизировал эту землю. Как ни странно, театр иногда называют "храмом культуры". Не будем дискутировать на эту тему, каждый может убедиться сам, что это вовсе не театр Еврипида и Шекспира; дело в другом: почему люди, не посещавшие храм при жизни, пришли туда после смерти - что им там надо? Сень креста, и храмовых стен, разве дадут им вечное упокоение, или только будут обличать их и причинять еще большие страдания? Раньше отцами народа считались подвижники и святые, затем те, кто подвигом своей жизни отстояли самобытность, государственность и язык народа, неужели теперь их место заняли артисты и танцоры?
С древних времен храм заключался не только внутри стен, но и окружающая земля принадлежала храму. Теперь это место не только отнято у храма, но кресты на могилах сменили другие эмблемы, говорящие о потере уважения к святому месту, то есть признак того, что те, кто претендует на роль вождей культуры, перестали понимать значение этого слова. Примером такого, мягко говоря, диссонанса со святыней храма явилось надгробное изображение известного балетмейстера, который предстоит обнаженным, с крыльями за спиной, похожим на эскизы Врубеля к поэме "Демон". Неужели люди, идущие в храм на молитву, должны видеть этот, более подходящий ко двору языческого капища, памятник? Неужели у стен храма мы обязаны смотреть на изображение танцующей наготы? Неужели это культура?
Это скорее психическое насилие над верующими, которые, идя в храм, должны очищать сердце свое покаянием и молитвой от мирских образов. Но самое главное, что это фигура ассоциируется с традиционным изображением демона, где нагота является символом потери благодати. Право людей - окружать почитанием тех, кто стал выразителем их вкусов и настроений. Но разве культурно делать таким местом храм? Если этот вопрос решают люди верующие, то он для них однозначен: около храма хоронятся те, кто посвятил жизнь Церкви; а если люди неверующе, - то храм для них является воплощением ложной идеи. Чего же тогда они хотят от храма и несут к нему своих покойников?
Мы не выступаем в данном случае против каких-либо личностей. Усопшие предстоят перед судом Божиим, они не подлежат уже нашему суду, но для нас важен вопрос о самосознании грузинского народа: является для него храм святыней или нет? Если да, то он должен его защищать и охранять. Неужели в Тбилиси нет мест для захоронения известных миру, но малоизвестных Церкви лиц?
Само слово "пантеон", которым названо место бывшего монастыря, содержит в себе зловещий смысл, он значит "храм всех богов", где язычники поклонялись своим богам и героям. Неужели святое место на горе Давида, где находятся два храма и пещера, с целебоносным источником, который народ прозвал "слезами Давида", - место многовекового паломничества, надежд и молитв верующих, - не должно быть ограждено от вторжения антихристианской символики, и всего того, что оскорбляет чувство православных христиан, - ограждено настоящей культурой народа?