Если демократический принцип в духовном мире обращается в хаос, аристократический – в романтику, то плутократическая форма – это материализация духовной жизни.
Четвертая форма правления – монархия
Это наиболее разумный принцип в отношении между духовным отцом и его чадами. Монархия в ее идеальном значении требует разумности в правлении и любви к людям. Перед монархом все равны. Он является высшей властью, но властью, ограниченной не внешними институтами, а традицией. Слово духовного отца должно быть непререкаемо, но в то же время разумно и справедливо. Человек, исполняющий повеление монарха, должен знать, что он поступает разумно и в этом повелении содержится забота о его благе. Монарх – единовластен, но он не чуждается совета и выслушивает просьбы, обращенные к нему.
В наше время духовный отец должен поступать со своими чадами справедливо и разумно и на этом основании требовать послушания. Он может выслушивать и исполнять советы и просьбы, но последнее слово остается за ним. При этой форме не допустимы пререкание, споры и т.д. Можно попросить разъяснить данное благословение, но нельзя самовольно отменять или нарушать его. Впрочем, и здесь исключения. Монарх должен руководиться традицией, а духовный отец – правилами Церкви. Вне русла церковного Предания, евангельских заповедей духовное руководство теряет силу, – монарх превращается в узурпатора.
Деспотизм
Он отличается от монархии тем, что понятие традиции, добра и зла и т.д. заменяется личным диктатом. Здесь понятие справедливости и каких-либо прав отсутствует. Все зависит от воли деспота. Эта форма может или сломать духовное чадо или же быстро исправить его. Но в наше время это сильнодействующее лекарство непригодно для слабых организмов. Без особой благодати, которая действует в духовном отце, деспотизм по отношению к духовному чаду просто покалечит его. Без решимости к послушанию со стороны духовного чада этот принцип также может вызвать в нем протест и отбить охоту ко всякому послушанию. В древнее время, наставники прибегали к сильнодействующим средствам.
Они давали трудные, почти неисполнимые задания, иногда противоречащие здравому смыслу, а ученики, отдавшие себя в послушание к старцу, с готовностью исполняли их, и духовное преуспеяние происходило очень быстро. Через такое послушание человек успешно боролся с демоном гордыни, который колеблет весь мир. Теперь нет ни таких наставников, ни таких послушников. И послушание в настоящее время должно даваться со стороны наставника с большим рассуждением и соблюдением принципа целесообразности и справедливости. Человеческая гордыня, пройдя все стадии болезни, превратилась в воспаленный гнойник, который мучительно болит при каждом прикосновении.
Поэтому для духовного отца необходимо терпение и сострадание, но также сила воли. У него должна быть, как у хирурга, легкая, но твердая рука.