Музыка – самый интимный и непосредственный вид искусства, который особо близко связан с сокровенным миром человеческих эмоций, переживаний и страстей. Если слово это линии и контуры рисунка, то музыка - его цвета.
Древние отцы и учителя Церкви утвердили каноны церковного пения, создали музыкальную идиому для богослужения, где место музыкальных инструментов занимают человеческие голоса. Музыка – великая гармонизирующая сила; она способна созидать, но также способна разрушать. Языческие празднества сопровождались музыкой, которая приводила людей в состоянии неистовства и исступления.
Музыка имеют свой язык. Народ, участвующий в языческих празднествах и вакханалиях, был опьянен не столько вином, сколько экстатической музыкой. Жрецы Ваала, Изиды и Дионисия танцевали и плясали под пронзительные диссонирующие звуки флейт и барабанов, и доводили себя до состояния демонического визионерства. Это был прорыв в духовный мир, только в мир тьмы, в мир невидимых змей и чудовищ. Платон, в своем произведении “Законы”, писал о том, что музыка может разрушить государство. Преемником языческих культовых оргий теперь стала рок-музыка.
В 20-ом веке появилось новая религия “церковь сатаны”, вернее, она существовала с давних времен, но теперь, выйдя из подполья, как змеи из подземелья, она громко заявила о своих притязаниях и правах на мировое господство, на уничтожение христианства - своего исконного противника, и на поклонение сатане как богу. В области нравственности появились новые учения, которые призывают уничтожить все представления и понятия о морали, и обрести свободу в самом диком сатанинском разврате, чтобы люди, испытав все глубины греха и зла, сделались бы подобием сатаны. Именно сатана теперь становится символом свободы.
В искусстве этот древний каинизм проявил себя в рок-музыке, тяжелом металлизме, поп-искусстве, одним словом, в культе уродства, убийств и демонизма. Почему современная молодежь тянется к рок-музыке? Потому что в ней она находит удовлетворение своим страстям. От уродства мира она бежит в безумие сатанизма, из сумерек, нависших над землей, - в бездонную тьму.
Что представляют собой звуки рок-музыки, о чем повествуют они людям, о ком идет рассказ, заключенный в дикой какофонии? – О демоне, которого Христос назвал “древним убийцей”. Рок музыка - это музыка смерти, разрушений, взрывов, горящих зданий, летящих на землю осколок, разрываемых на части человеческих тел; это картина диавольского апокалипсиса, это то – что хотел бы сделать диавол с миром, если была бы дана ему власть. Что еще содержится в звуках рок-музыки? - Циничный секс, само дыхание мерзкой страсти, извращенный психизм, который хочет подавить дух и убить его, как вакханки - Орфея. В рок-музыке зафиксированы переживания всех видов разврата и, поэтому, концерты рока часто оканчиваются психическими эпидемиями, которые охватывают всю аудиторию, это те же вакханалии древних язычников, только в более уродливом виде.
Некоторые говорят о каком то хорошем и дурном роке, но это все равно, что говорить о магии: хорошей - белой и дурной - черной. И та и другая служит сатане. Нам говорят, что в некоторых группах рока поются песни о Христе, но я предпочитал бы атеистическое насилие над Церковью и отрицание Христа, чем видеть Христа в роли суперзвезды рока, или пляшущего хиппи, с гитарой в руках.
То, что не смогли сделать атеисты, - опошлить образ Христа, - делают поклонники “христианского рока”. Теперь некоторые священнослужители и теологи хотят воцерковить рок – музыку, чтобы вместе с ним воцерковить рок-любителей, не понимая, что этим самым православную церковь превращают в рок-церковь. Эта неразборчивая всеядность, погоня за арифметическим числом прихожан, и миссионерским эффектом, может обернуться секуляризацией самого православного духа и приспособленчеством к вкусам и запросам современного, во многом языческого мира.
Когда-то мы с удивлением читали о карнавальных мессах, о джазах, которые играют в протестантских молельнях, о танцевальных площадках, устраиваемых в католических храмах. А теперь, оказывается, что этот шабаш может стать близким в будущем и для нас. Один священномонах заявляет о том, что рок-музыка не мешает Иисусовой молитве. Как хрипы и судорожные визги рока можно сочетать с именем Иисуса Христа трудно даже представить. Напомню его высокопреподобию о секте адамитов, которые молились нагими, и утверждали, что это не только не мешает, но и помогает горячей молитве, а одежда, напротив, возбуждает страсти и препятствует схождению благодати.
Некий священнослужитель заявил: “Я занимаюсь роком уже много лет и не чувствую от этого никакого вреда”. Человек чувствует вред, когда теряет благодать, а привычный грех обычно перестает беспокоить совесть. Блудник тоже говорит: “Я не чувствую никакого вреда от блуда, я не делаю никому ничего плохого”. Есть методы буддийского тантризма – сосредоточенно рассматривать сексуальные картины и, при этом, контролировать свои страсти. Не такое ли тантрическое целомудрие предлагают нам защитники и популяризаторы рок-музыки?
В Ветхом Завете в обязанности священника входило отделять священное от несвященного, а здесь хотят смешать священное с сатанинским. Другой священнослужитель нарисовал идеалистическую картину: оказывается хиппи и рок-музыканты, чаще всего, становятся священниками и монахами. Он хочет представить движение хиппи и рок - концерты как переходную ступень от бездуховности современного мира к Православию. Но он забывает о том, что наркомания и разврат, а не молитва, были главным содержанием жизни хиппи. Если есть люди, пришедшие в церковь из этого болота - из мира тьмы и безумия, то мы только рады этому. Но чтобы из болота придти в храм надо вымыть свою одежду: храм с болотом не совместим.
Первый вошел в царство небесное покаявшийся разбойник. Святой Иоанн Златоуст говорит о нем, что если бы он остался живым, то стал бы подвижником. Разбойник спасся, но это не значит, что разбой - протест против мещанства и путь к Церкви. Если некоторые хиппи пришли в церковь, то, Слава Богу, но сравните их число с теми, кто нашли общую могилу от наркотиков, кто изломал и искалечил жизнь себе и другим; это будут единицы, в сравнении с тысячами. Человек, занимающийся роком, это наш близкий, попавший в беду; он должен быть предметом наших забот, - и одна душа величайшая драгоценность в очах Божьих. Но он должен прийти в Церковь, порвав с роком и в корне изменить свою жизнь, а тут ему проповедуют, что рок и христианство вполне совместимы, намекая даже на то, что они восполняют друг друга.
Некоторые священники, для того, чтобы привлечь к церкви любителей рок-музыки, ложно говорят о христианской основе рока и, тем самым предлагают своим подопечным какое-то компромиссное христианство: ходи в храм на молитву, а затем отдавайся на концертах рока своим страстям – одно не мешает другому; можешь вечером участвовать в музыкальной вакханалии, а утром - побыть на обедне и причаститься. Православная Церковь не должна перенять методы ордена иезуитов и армии спасения.
Некоторые договариваются до того, что якобы рок был протестом против советской тирании. Но это ложь: рок начался в таких странах, где не было тирании; он появился как протест против лоскутьев и клочков нравственности, которые еще оставались в постхристианском мире.
Любители рока вовсе не задумываются над социальными и политическими проблемами. Они стремятся к одному: искусственно гипертрофировать свои страсти, демонизировать свою душу, и в этом богоборстве и сатаноуподоблении обрести свою мнимую свободу.