«Сердце – это сам человек»
Святой Иоанн Кронштадтский
Как спастись тому, кто ищет Бога в наше время, когда кажется, что ад выплеснул на землю свои мертвые воды? Что препятствует нашему богообщению?
Человек двухчастен. Он состоит из невидимой субстанции – души, и видимой – тела. Но в самой душе есть сокровенный центр, как «душа души», или таинственное око, которое способно уловлять лучи Божества: оно называется духом. До грехопадения дух был устремлен к Богу, и человек был подобен сияющей звезде. После грехопадения низшие силы души восстали на дух и заглушили его как сорняк цветы в покинутом саду. Око души отвратилось от Бога и опустилось к земле. Свет звезды погас. Страсти овладели человеческой душой, как будто тучи заволокли небо. Дух погрузился в состояние тяжелой дремоты, то пробуждаясь, то снова засыпая.
Вся жизнь человека проходит как сновидения, сменяющие друг друга. Человек – образ Божий. В него заложено чувство вечности; оно подавлено грехом, но не искоренено до конца. Через благодать Божию, если ее примет человек, могут пробудиться духовные интуиции; дух снова обратится к Богу и станет царем души. Тогда человек вспоминает о своем прежнем благородстве, и путем тяжелой борьбы со страстями и демоническими силами возвращает то царство, которое он потерял.
Спасение – это единение с Божеством, это внутренний процесс очищения сердца от греха и страстей, это стяжание вечного божественного света. Благодать исцеляет душу, как слово Христа возвращало зрение слепым. Дух воспринимает благодать Божию и сообщает ее душе, а через душу освящается тело. Дух под действием благодати получает силу от Бога, но, в тоже время, он остается как малый ребенок – нежным, уязвимым и беззащитным. При соприкосновении с грехом и страстями он снова уходит в себя, как мимоза сжимает свои лепестки от неосторожного прикосновения руки. Поэтому царь Соломон сказал: «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни»; загрязнилось сердце – закрылся источник, и душа вновь покрывается тенью смерти.
Подвижники уходили в пустыню, чтобы стяжать и хранить чистоту сердца, чтобы не угасло горение духа под бурным дыханием страстей. Но и здесь, в миру, человек должен делать все возможное, чтобы защитить свой дух от скверны и не потерять той жемчужины, которая дороже всего мира.
Грех проникает в душу через пять органов наших чувств, которые тогда превращаются в пять окон смерти. Особенно сильно действует грех через зрение и слух. Апостол Павел призывает христиан прославлять Бога в пении и песнях духовных. Они способствуют тому, чтобы сердце человека воспело Богу таинственную песнь любви – песнь безмолвия, в которой отзвук ангельских хоралов. Пророк Давид говорит: «Буду петь Богу моему, дондеже есмь…пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте». Чтобы петь Богу, надо очистить душу от земных песней, от страстных ритмов и мотивов, от того, чем живет душа, когда дремлет порабощенный ей дух.
Состояние души, безмолвно внимающей благодати, подобно дивной небесной песне, или прозрачному светоносному потоку, изливающемуся из сердца.
Музыка имеет свой особый язык, основанный на ассоциативных связях. В ней содержится эмоциональная информация, которая трансформируется в образы. В ритмах музыки могут быть заложены коды страстей, зашифрованные звуки убийства, разврат, кощунство, богоборчество, ненависть и тоска смерти. В музыке могут быть зашифрованы образы самого гнусного разврата. Музыка может имитировать конвульсии секса и агонии умирающих; музыка может быть хохотом демонов над превращенными в стадо свиней людьми. Музыка может быть обагренной кровью и черной, как тени ада. Музыка может впитать в себя зловоние мусорных куч и сточных ям. Музыка может быть похожа на шабаш ведьм в вальпургиеву ночь. Музыка может опьянять человека и доводить его до состояния безумия. Музыка может стать реквиемом над погибающим человечеством.
Ритуалы язычников с человеческими жертвоприношениями сопровождались музыкой и пением. Когда в Карфагене младенцев бросали на раскаленные руки Молоха, то жрецы этого божества-чудовища под пронзительные звуки труб и гул барабанов плясали и пели, чтобы этой музыкой демонизировать людей и привести в состояние наркоза души родителей, которые приносили на сожженные – на огненную пытку и смерть – своих детей.
Демонизм нашего времени нашел свое выражение в рок-музыке и тяжелом металле. Песням духа диавол противопоставил свои песни. Рок-музыка это сгусток демонических страстей, это призыв к демону: «приди, и вселись в нас», это желание получить демоническую свободу от всякой нравственности и морали – свободу, творить зло, свободу убивать, свободу, предаваться самому дикому разврату. Это – мрачная радость надругательства над образом Божьим, живущем в человеке, радость умерщвления своего духа, радость богоборчества – повторение падения сатаны, радость иллюзорной свободы, которая кончается смертью духа и безумием души.
Есть определенная закономерность. Демонизм воплощается не только в физических преступлениях, но и в самом искусстве. Разрушительные силы требуют своего культа. Один из видов культа сатаны – это дикая какофония звуков музыки. Здесь человек, прежде всего, лишается благодати, то есть реального богообщения; дух уходит в себя, и его действия прекращаются: он не может жить в душе, которая добровольно сделала себя публичным домом или вертепом убийц. Страсти, возбужденные рок-музыкой, заливают гноем и грязью душу человека; мир демонов становится его миром.
Можно сказать, что на рок-концертах человек предает свою собственную душу, топчет ногами свой дух; он как бы внутренне произносит слова, противоположные клятве крещения: «Отрицаюсь от Христа, и сочетаюсь с сатаной и ангелами его». За черное наслаждение вседозволенности, за переживание безумия и смерти, за падение в бездну, которое воспринимается как полет, человек отдает небесное царство. Нужно долгое время покаяния, чтобы очистить душу от земной и метафизической грязи, чтобы вырваться из плена демонизированных звуков, которые оседают в эмоциональной памяти человека, чтобы усмирить свои набухшие и гиперболизированные от рока страсти, чтобы из руин восстановить свой дом, чтобы вернуть благодать, и реанимировать израненный, будто растерзанный зверями дух.
В душе человека есть область, лежащая глубже самосознания и мысленных фиксаций, которую не вполне точно называют подсознанием. Это - глубины, подобные пропастям человеческой души, где таятся его стремления и желания, где оформляются его мысли и слова, где суммируются все те впечатления, которые он получает на протяжении жизни. И там звуки рок-музыки поселяются как темные демонические призраки, там они прячутся как взрывчатый материал, который через страсти вырывается в область сознания человека, опаляет его ум и парализует волю. Из темных расселин души, наполненных нечистотой, исходит смрад греха, похожий на запах трупа, который не дает возможности благодати найти место в человеческом сердце.