Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Может ли быть реальный Христос без сущности Христа?



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 20/11/2006 | Версия для печати


Г-н Осипов выступает в своих лекциях (например, «Евхаристия и священство») с революционным заявлением о том, что евхаристическое преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа вовсе не является пресуществлением, и в Святых Тайнах отсутствует Христос Своей сущностью. В тоже время профессор и его ученики утверждают, что евхаристические дары это истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.  Это странная философская концепция учит о том, что истинное существо может существовать, а существование осуществляться без сущности, и что для явлений не обязательна сущность как их причина и субстрат. Г-н Осипов выдумал некоего безсущного или иносущного Христа, пребывающего в Святых Тайнах, и учит свою аудиторию, что христиане причащаются этого безсущного, то есть нереального и призрачного Христа.

Что такое сущность, как философское понятие? Сущность – это внутреннее содержание и структурный принцип, от которого зависит само бытие предмета, а также его связи и отношения с другими предметами. По отношению к человеку сущность имеет более глубокое содержание, так как включает в себя эйдос – целевую идею человеческого бытия, и энтелехию – возможность реализации этой идеи.

Сущность обнаруживается через явления, но не исчерпывается ими, оставаясь их источником. Сами явления представляются видимой стороной сущности, но сущность как потенциал бытия всегда оказывается глубже явлений, и поэтому остается невидимой, а только отчасти умопостигаемой стороной бытия определенного объекта. Сущность и явления неразрывно связаны между собой. Нет явлений без сущности и нет сущности, о которых мы бы имели представление вне явлений – общих и характерных для данной сущности.

Немецкий ученый М. Фасмер в своем капитальном исследовании «Этимологический словарь русского языка» приводит эквиваленты слова «суть» (сущее, сущность) в 12 древних и новых языках, и находит в них общие корни и смысловые значения. Слово «суть» означает: «быть», «правда», «верность»; она определяет предмет как присутствующий, основательный, сущий, истинный, действительный, правильный.

Суть – сущность заимствовано из церковнославянского языка – «сый», отсюда произведено «существо». Фасмер считал аналогом слов суть – сущность на древнегреческом языке «он» и «уса» (усия). В словарях русского языка слово «сущность» означает основу, содержание и смысл предмета. В «Категориях» Аристотеля и в «Комментариях на Аристотеля» Порфирия, использованных преподобным Иоанном Дамаскином в его «Философских главах» первое свойство сущности определено как само существование. Подытоживая вышесказанное можно сказать, что предикатом сущности является бытие, а содержанием бытия – сущность. Отрицание сущности Христа в Святых Тайнах – это отрицание реальности причастия, то есть смертельная опасность для самого Православия.

Страницы:  1 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Смерть грешников люта
О догматах и традиции
Крастота спасает мир
О "мрачном романтизме"
Немеркнущий свет минувших веков
Когда прошлое становится настоящим
Возможно ли возрождение патристики?
Победа над победителями
Размышления об иконе
Воспринял ли Христос первородный грех?
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили