Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Победа над победителями



Рубрика: Жемчужины ЦерквиОпубликовано: 19/05/2008 | Версия для печати


Або стал готовиться к мученичеству усиленной молитвой и строгим постом, чтобы благодать Божия помогла ему преодолеть страх смерти и боль пыток.

Пребывание Нерсеса в Хазарии встревожило арабов, и вновь назначенный тбилисский эмир прислал ему приглашение вернуться в Грузию, обещая безопасность. Несмотря на гостеприимство кагана, который хотел видеть в Нерсесе своего союзника,  картлийский эристав чувствовал себя в изгнании и поэтому решился возвратиться на родину.

В начале Нерсес со свитой направился в Абхазию. Западная Грузия подверглась нашествию арабов, но они не смогли утвердить здесь свое владычество. (Абхазией называлась западная часть Грузии, а Иверией – ее  восточная часть).
Наступал Великий пост, и путники остановились в Цхуми до праздника Пасхи. Або решил время поста проводить по примеру древних подвижников в безмолвии. Он заключился в своем домике как в келии, а затем уединился  в горы,  где издавна обитали аскеты.

Наступил Праздник Пасхи. Нерсес стал собираться в обратный путь. Або следовал за ним как тень. Нерсес ехал в Тбилиси с надеждой вернуть эриставство, а Або – чтобы  принять мученическую смерть. Один – за земным царством, другой – за небесным; один – чтоб взойти на оставленный трон, другой – на эшафот. Абхазский правитель уговаривал Або остаться у него, возможно в Бедиа, где был дворец, а недалеко монастырь, но тот был непреклонен.

Путники прибыли в Тбилиси. Они повторили тот путь, который три века назад совершил благоверный царь Вахтанг Горгасал. Но тогда царь ехал как победитель, а теперь они возвращались как изгнанники.

Або поселился в Тбилиси и стал заниматься как в Багдаде изготовлением благовонных мастей. Деньги он рассылал церквям и монастырям с просьбой молиться за него, а сам посещал кварталы, где жили арабы, и вел с ними споры о вере. Многие мусульмане знали не только самого Або, но и его родителей. Они были изумлены, как араб из богатой и знатной семьи, изучавший с детских лет ислам, мог принять христианство – веру покоренного арабами народа. Одни слушали его с любопытством, другие тайно сочувствовали ему, третьи вступали с ним в богословские споры, иные отвечали ему бранью и побоями, некоторые кричали, что он безумец, которого надо убить. Не раз его избивали и полумертвого выбрасывали из мусульманских кварталов, как иудеи и  язычники апостола Павла. Но когда он приходил в себя,  то снова шел к своим соплеменникам,  чтобы проповедовать им Христа. Он даже заходил в казармы, где находились арабские гарнизоны, и там рассказывал о Христе. Каждый день он шел на смерть, о промысл Божий  хранил его в течение трех лет.

Приблизился конец его земного подвига: он как паломник дошел до стен Святого града Иерусалима, теперь его ждала смерть и встреча с Христом.

Мусульмане донесли эмиру,  что араб не только принял христианство, но проповедует его среди мусульман. Або был схвачен и заключен в городскую темницу. Все, что у него было, он отдал церквям и бедным. В темнице он снял с себя верхнюю дорогую одежду и поручил продать ее, чтобы на эти деньги купить ладана и свечей для его погребения.

В тюрьме он день и ночь молился и пел псалмы Давида. Або знал наизусть весь Псалтырь, и псалмы пророка были утешением не только для него, но и других узников. Тюрьма, где находился святой, превратилась в храм: оттуда день и ночь возносились молитвы. Теперь он желал только одного: перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и просил об этом у Бога. Когда его желание было исполнено, то сердце мученика наполнилось неизреченной радостью и он ожидал смерти как самого светлого дня в своей жизни.

В праздник Крещения Господня Або привели к эмиру. Суд был быстрым и приговор коротким: смертная казнь через усечение мечом. Святой перекрестился, поблагодарил Бога, а затем эмира за его суд. Або казнили около храма Сорока мучеников. Ему отрубили голову, а тело рассекли на части. Зная, что христиане почитают мощи мучеников как великую святыню, мусульмане привезли в телеге разрубленное тело к берегу Мтквари у подножия Метехской скалы, развели костер, облили тело нефтью и бросили в огонь; затем обугленные кости зашили в овечью шкуру и кинули с берега в реку. Над этим местом, около моста, по ночам был виден огненный столп над рекой и яркая звезда, которая спускалась с небес к земле и поднималась ввысь, как будто ангел держал ее в своей руке.

Кости Або, зашитые в овечью шкуру поплыли вверх по течению Мтквари. Их нашли христиане, перенесли тайно в горы в селении Арбо, и погребли в храме под престолом. Христиане приходили на место сожжения тела мученика и брали землю, смешанную с пеплом и кровью, от которой многие получали исцеление.

Житие великомученика Або, написанное Иоанном Сабанисдзе звучит сквозь века, как неумолкающий гимн Православию. Грузия хранила Православие, а Православие сохраняло Грузию в самые тяжелые для нее времена, покоряя самих завоевателей своей духовной силой.

Истина всегда победоносна, свет всегда побеждает тьму. Житие великомученика Або вдохновляло христиан на подвиги веры, когда их внешне порабощали завоеватели-иноверцы. Христианство дает возможность при всех перипетиях истории сохранять внутреннюю свободу, духовно возвышаться над своими поработителями, и грубой силе противопоставлять силу духа.

Житие святого Або было укором для тех, кто отступил от веры своих отцов, променял вечную жизнь на земную, кто отрекся от Христа из-за страха смерти и этим самым отпал от своего народа, как засохшие листья падают с дерева при внезапном порыве бури. Пример араба, уверовавшего в Христа, который отдает за Него свою жизнь и идет на мучение с радостью как на праздник, – это безмолвный укор малодушным и свидетельство веры для мужественных. Житие великомученика Або, содержит призыв к иноверцам, чтобы они почувствовали сердцем свет и небесную красоту Православия, и нашли ту истину, к которой тайно стремится и о которой тоскует каждая человеческая душа.

Житие великомученика Або, по языку своему похоже на поэму в прозе, на ожерелье, унизанное драгоценными камнями. Мартиролог грузинских святых – это многоводная река, которая напаяет цветник Грузинской Церкви. Я почерпнул из ее потока только немногое, как несколько горсти воды из Мтквари, текущего у подножия Метехи. 

Теперь на месте часовни, разрушенной вандалами, высится каменный храм, словно дуб, выросший из расселины скалы: святой великомученик Або снова вернулся в свой дом.

Страницы:  1  2 



C этой статьей читали также следующие статьи:



Священное Писание живет только в Церкви
Сторожевая башня Грузии
О догмате искупления
О юридизме в сотериологии
О догматах и традиции
О некоторых опасностях исихии
Суламита и Хирам
Опасные эксперименты с психикой
Любовь побеждает смерть
Притчи Суламиты
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили