Афон — символ тишины и молчания. Это не только молчание полуострова, отрезанного от материка, который похож на крылатый корабль, поднявшийся над землей, не только молчание нелюдимых гор, оттеняемое мерными вздохами прибоя, это — мистическая тишина, безмолвие тех, кто дал обет посвятить жизнь свою Богу, это молчание уст и песня сердца, это слова Иисусовой молитвы, которые превращаются в свет и пламя, это таинственные глаголы Духа Святого, неслышимые для мира и непонятные для него. Молчание Афона — это подвиг исихии, это жертва всесожжения, на которую обрекает себя монах. Великое значение Афона в том, что он открыл миру подвиг безмолвия и непрестанной молитвы, красоту безмолвия, в котором слышатся ангельские голоса, безмолвие, которое стирает горизонт, как границу между землей и небом.
Подвиг исихии и его значение для настоящего и будущего человечества становится все более непонятным для современных людей. Для них остается близким и ценным только то, что осязаемо и зримо. Они ценят милосердие, самоотверженность, служение больным, миссионерство, — все то, что служит облегчению душевных и телесных страданий. Подвиг исихии не отвечает их представлениям о добре и даже о христианстве. А между тем, это самый трудный и самый высокий подвиг, где в отречении от мира проявляется самое великое благо для мира.
Много бедствий переживает человечество. Но самое страшное, невидимое бедствие, даже не понимаемое людьми, — это катастрофическая потеря благодати. Демон ненавидит добрые дела, но страшна ему только благодать. Подвиг исихии это удержание на нашей земле, все более оскверняемой грехами людей, той божественной силы, которая называется благодатью.
Свет безмолвия это не только внутреннее состояние человека, это свет, который изливается через него в мир, как свет от горящего светильника. Этот свет не дает аду окончательно утвердить свою власть на земле. Этот свет — сила, противостоящая демонической тьме, тому метафизическому мраку, который все более окутывает землю. Свет безмолвия, подобный благоухающему мирру, освящает землю, по которой ходит человек, воздух, которым он дышит, воду, которую пьет, хлеб, которым он питается; этот невидимый освящает стихии, которые хочет осквернить демон.
На Афоне открывались богословские академии, процветала переводческая работа, там обитали великие старцы, которые учили людей духовной жизни, но суть и сердцевина всего были безмолвие и молитва, остальное — ее отражением.
Для христианства необходимы определенные знания: человек должен знать, во что он верит. Но само христианство передается через благодать, как свет от света, как пламя от пламени. Кто стяжал благодать, тот становится и богословом и проповедником и миссионером. Его слово получает таинственную силу, оно передается от сердца к сердцу, он свидетельствует о Боге даже тогда, когда молчит.
Безмолвие исихаста — тоже проповедь, как безмолвие света. Господь говорит Аврааму, что ради десяти праведников, если они найдутся, пощадит преступные города. Ради Афонских монастырей и пустынь, ради тех, кто, находясь в миру, стараются стяжать непрестанную молитву, Бог сохраняет наш мир, который беззакониями уже превзошел Содом.
Есть милостыня телесная, душевная и духовная — все они благословлены и спасительны. Но мир держится на духовном подвиге, на духовной милости к миру, на подвиге, неизвестном и непонятном миру. Афон, с его великим прошлым, которое живет в настоящем, это проповедь о безмолвии, о стяжании благодати, о посвящении сердца Богу. Над Афоном звучит таинственная Песня Песней, эхо которой могут услышать во всех концах земли те, кто способны слышать.
Афон это свидетельство для монахов, что их главная цель, главное служение миру — стяжание благодати, что они не должны слиться с миром, осуетиться и менять лучшее на худшее, даже на то, что само по себе хорошо, но не соответствует их высшему призванию. Это — первое и главное значение Афона.