Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

О догмате искупления



Рубрика: Богословские статьиОпубликовано: 16/01/2007 | Версия для печати


Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о том, что первородный грех передается через мужское семя, как некая наследственная болезнь, поразившая все человечество.

Поэтому Христос, рожденный без мужского семени, не был поражен и подвергнут действию первородного греха в Своей человеческой природе. Вот, что пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин: "Веруем и несомнительно проповедуем, что Сам от Отца прежде веков рожденный Единородный Сын и Слово, единосущный Отцу Бог по природе, Которым все возникло, в последние дни благоволением Отчим был зачат во всечистой и всенепорочной утробе Святой Девы, словно Божественное семя, и воплотился без превращения и изменения, то есть  осуществил в Себе Самом плоть, одушевленную разумной и мыслящей душею, и стал совершенным Человеком, вместе с тем оставаясь Чем Он был, совершенным Богом. Ибо не человека зачала Святая Дева, но Бога по природе, предвечного Сына и Слово Божие, имевшего воплотиться от нее.

Ведь у каждой женщины зачатие происходит по ввержении семени от мужа, и зачинается семя мужа: и семя есть ипостась, тогда как женщина вместе с зачатием доставляет собственные крови, и происходит сочетание, когда крови осуществляются в мужском семени, и само семя становится для них ипостасью, общей ипостасью как для него самого, так и для женских кровей.

У Святой же Девы не так – ибо зачатие не от мужского семени, но после согласия Святой Девы Дух Святой нашел на нее по слову Господню, которое сказал ангел, очищая Ее и доставляя силу, способную воспринять Божество Слова, и тогда осенил Ее воипостасная Премудрость и Сила Бога Всевышняго, Сын Божий, единосущный Отцу, словно Божественное семя, и вылепил Себе из непорочных и чистейших Ее кровей плоть, одушевленную разумной и мыслящей душею, Сам став ей ипостасью. Вот так, будучи Богом по природе от Отца, стал Он и Человеком по природе от Матери". (Творения преподобного Иоанна Дамаскина, изд. "Мартис" 1997 г., стр. 138).
Эта мысль повторяется у других отцов.

Обратимся к библейской истории о грехопадении. Апостол Павел пишет:  "…как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили"  (Рим.5.12). 

Здесь подчеркивается прямая связь между падением человечества в своем праотце и искупление человечества Сыном Божиим – Творцом самого Адама. В Библии повествуется о том, что первой согрешила Ева, но человечество пала в Адаме, так как потенциально содержалось в нем. Поэтому первородный грех назван «адамовым грехом», а не "евиным", или "евино-адамовым".

В церковной гимнографии часто повторяется, что Дева Мария безсеменно зачала своего Сына, то есть, Христос непричастен к первородному греху. Сын Божий стал Сыном Человеческим,  боговоплощение является действием Всей Святой Троицы: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя" (Лк. 1.35.) – говорит архангел Деве Марии.

Как же через Святую Троицу в природу Христа мог проникнуть грех? Значит надо допустить, что грех содержится в Святой Троице? В Деве Марии первородный грех оказался бездейственным; в зачатии произошло особое освящение и приготовление Девы Марии к Рождению, поэтому Церковь прославляет Ее как Пресвятую и Пренепорочную. Значит, модернисты усмотрели порок в Божией Матери, что не чуждо некоторым крайним протестантским рационалистическим сектам. Кроме того, Господь берет у Девы Марии вещество – материал из Ее пречистых кровей, но Сам созидает Свою Человеческую плоть.

В Священном Писании, написанным Духом Святым, содержатся свидетельства о том, что носителем жизни является мужское семя. Первые слова Нового Завета: "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова..." и т.д. означают, что мужчина через женщину рождает детей. Эти слова Евангелия служили причиной недоумения для наших современников и даже шуток со стороны атеистов, ведь в современном понятии рождает женщина. Но древние лучше знали богооткровенную тайну зарождения человеческой жизни. Поэтому в вопросе о первородном грехе модернисты стоят на позиции крайних протестантов, а, приписывая Плоти Христа греховность, приближаются к позиции эвионитов и несториан.

Христос по человечеству явился Жертвой за наши грехи. Уже в Ветхом Завете сказано о том, что жертва, приносимая Богу, должна быть чистой и непорочной; священники должны были тщательно осматривать жертвенное животное — нет ли в нем какого либо изъяна или болезни; этот осмотр продолжался несколько дней. Такое отношение к ветхозаветной жертве являлось пророческим свидетельством о том, что человечество будет спасено чистейшей и совершеннейшей Жертвой. И этой новозаветной жертве – Христу Спасителю — модернисты приписывают изъяны и болезнь греха.

Суть Голгофской Жертвы заключается в том, что за грешных пострадал Безгрешный, за порочных умер Чистейший, добровольно взяв на Себя следствия первородного греха (тленность, страдания, смерть) как наказание за адамово преступление, от лица человечества.

Модернисты упорно восстают против догмата о искуплении, являющимся сердцевиной православной сотериологии, чтобы заменить его своими новыми концепциями. Например, профессор Осипов утверждает вопреки тексту самого Священного Писания, что искупление – это католическое понятие, от которого нам, православным, надо поскорее  избавиться. Голгофское Распятие г-н Осипов представляет как победу Христа над Своей греховной плотью и впечатляющий пример для людей – как надо самоотверженно бороться с грехом.

Таким образом, для г-на Осипова Спаситель из Искупителя превращается в учителя. Профессор даже устраивает экскурсы в историческую лингвистику и филологию, чтобы доказать, будто слово "искупление" не было правильно понято Церковью и святыми отцами. Большинство древних переводчиков Библии были святыми подвижниками, которые жили в духовной стихии Церкви – хранительницы Библии, чувствовали глубинный, онтологический смысл библейских слов, ощущали их внутреннюю гармонию и световые вибрации. Они находились на одной духовной волне с пророками и апостолами, через которых Господь дал Свое Откровение миру. Тексты переводов уже в древности были приняты и утверждены Церковью, как канонические. Интересно, по каким протестантским словарям профессор решил исправить их?

Слово "искупление" неоднократно повторяется в Ветхом Завете, особенно у пророка Исайи. Сам Спаситель именует Свое служение искуплением: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 28).

У апостола Павла понятие искупления является одним из краеугольных камней богословия. Неужели апостол Павел является учеником Фомы Аквинского, а пророк Исайя - Ансельма Кентерберийского?

Надо сказать, что в теософских кругах Христа называют "великим учителем", "посвященным", иногда "спасителем", в том же значении, как и основателей других религий, но не именуют Его "искупителем".

В восьмой главе Евангелия от Иоанна пишется о том, что Христос обещает сделать свободными тех, кто уверует в него. Это возмутило собравшихся иудеев: "...мы – семя Авраамово, и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: "сделаетесь свободными"? Иисус отвечал им: "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 32-36).

Профессор Осипов, не признающий сатанинскую мистику и метафизику греха, который сделал человека рабом диавола, также недоумевает: от чего надо искупить человечество, от какого плена и рабства необходимо освободить его? Для него приемлемо спасение без искупления, – это подражание учению и жизни Христа своими человеческими силами, то есть самоусовершенствование по примеру Христа. Профессор в одной из своих лекций заявил, что искупление – католическое понятие, оправдание  – протестантское, а спасение – православное. Он разделил друг от друга эти три онтологические понятия, которые находятся в Священном Писании и православной литургике, а затем отбросил в сторону искупление и оправдание как ненужный для православия балласт.

Страницы:  1  2  3 



C этой статьей читали также следующие статьи:



О почитании святого Георгия в Грузии
Священное Писание живет только в Церкви
О литературной дипломатии Остальцева
Подвижник горы Кармил
Откровенная беседа
Рыцарь Церкви
О любви - 1
Голгофа и первородный грех
О послушании монахов и мирян
Любовь или любодеяние?
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили