Поэтому мы во многом должны быть благодарны схоластике за то, что не пошли по пути революционного протестантизма.
В настоящее время, когда человечество находится в состоянии небывалого духовного и нравственного упадка, невозможно искусственно, как бы по заказу восстановить дух, менталитет и образ жизни христиан патристического периода. Первоначально в эпоху праотцев Откровение передавалось устно от поколения к поколению. Затем наступило время, когда стала необходимой письменная фиксация – запись Откровения для того, чтобы сохранить его текстуально в целостности и чистоте. Процесс секуляризации продолжался. Он проявился в том, что из познавательных сил человека все больше стал выделяться рассудок, а религиозные чувства и интуиции, как особый гносис, стали постепенно притупляться. Тогда пришлось искать для сохранения чистоты православного исповедания рассудочные ориентиры – построение богословских систем, с неизбежной схематизацией.
Затем последовала необходимость решать казуальные вопросы, которые ставил перед лицом веры колеблющийся рассудок. Потеря способности созерцания и синтетического мышления у значительной части христиан создали некий вакуум, который и заняла схоластика. Не схоластика вытеснила патристику и узурпировала ее место, а схоластика была востребована жизнью, чтобы сохранить вероисповедальные догматы и духовные сокровища предыдущих веков.
Необходимо отметить, что схоластика не препятствует развитию духовной жизни человека. Такие святые, как Геннадий Константинопольский, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, просияли в последние века. В их творениях мы можем найти элементы схоластики, но их жизнь и вера свидетельствуют о том, что они пили животворящую воду из чистых источников Православия, и доказали это святостью своей жизни, благодатным словом и чудесами как явлением силы Духа Святого.
Церковь неизменна и тождественна себе самой, но человеческий элемент в Церкви изменяется соответственно воспитанию, условиям жизни, формам взаимоотношений, информации, которая в настоящее время становится почти неуправимой для человека. Дух мира все более внедряется в Церковь, как вода просачивается в щели корабля. А модернисты во всех бедах винят схоластику.
Почему модернисты разных толков так ополчились против схоластики, то есть систематического богословия? Почему они требуют отказаться от нее под видом возвращения к патристике? Потому что, только разрушив и дискредитировав богословие предыдущих столетий, они смогут ввергнуть Церковь в догматический и мировоззренческий хаос, и ловить рыбу в мутной воде для протестантско-теософской кухни.