Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[27/06/2021] Давид спрашивает:
Благословите Отче!
1. Согласно учению Церкви, Господь воспринял неповрежденную, непадшую природу, и, по словам святителя Игнатия, Его плоть была намного более святой, чем плоть Адама до падения. Но противники этого учения, в защиту своих заблуждений, приводят слова, объяснение которых я нигде не нашел. Это слова из Богослужебного текста: «Падшаго человека восприял еси Владыко Христе…» (Воскресная служба 5-го гласа, Песнь 9), которые на грузинском языке звучат несколько иначе, что вызывает у меня большее недоумение: „...“, т. е. «Падшее человечество восприял еси…». Как правильно понять эти слова (и славянского и грузинского варианта)? Может ли быть здесь какая-нибудь старая ошибка редакций, или в слове «падшее» имеется в виду, что, как нас учит Церковь, Господь заменил Собой падшего человека?
С уважением,
Давид
Архимандрит Рафаил отвечает:
Давид!
После грехопадения Адама все его потомки представляют собой падшее человечество, и каждый человек в отдельности является представителем этого всеобщего единства. Один человек представляет все человечество, и все человечество генетически присутствует в одном человеке. Так что и грузинский и славянский тексты имеют один смысл, только в разных грамматических формах.
Падший человек – это все человечество, которое генетически воспринял грех Адама и находится под проклятием греха, то есть в падшем состоянии. Грех не является свойством природы человека, а порчей природы, изъяном, болезнью, который допустил Адам.
Господь принимает природу человека без изъяна, чтобы, будучи безгрешным, принести Себя в жертву за грешных. Если бы Господь принял пораженную грехом природу человека, то Его распятие было бы последствием греха, живущего в Нем. Поэтому Он принял наказание за грешных, будучи Сам безгрешным и добровольно подверг Себя страданиям и смерти. В этом и заключается суть Искупления.
Помоги вам Господи.
|