Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[12/07/2021] Димитрий спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил!
Хотел бы Вам задать несколько вопросов по творчеству Игнатия Брянчанинова, надеюсь, что Вы мне поможете разобраться, как человек, читающий его очень давно и опытно знакомый с предметом его высказываний.
1. Святой Игнатий предостерегает от добра падшего естества, которое творится из тщеславия и т.д. Но в таком случае любые наши поступки могут вести к осуждению. Чт тогда , отказыватся от общественной деятельности, науки и т.д.? Или заниматься тем, что человека унижает, т.к. по мнению некоторых это хорошо, так как якобы "смиряет"?
2. В письме о спасении инославных и иноверных святитель говорит: "добрые дела падшего естества от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца воспрещены, отвергнуты". Что из этого следует? Если я иногда с кем то бываю ласков, надо натянуть на себя постное выражение лица и делать что-то как будто отбываешь повинность?
3. В его творениях осуждается так называемое "свободное обращение". Что это такое и чем оно плохо? Разве надо чувствовать себя с людьми зажатым ? По себе знаю, что тогда становишься более нервным и можешь взорваться...
4. Игнатий говорит, что "характер еретиков - вполне сатанинский". Стоит ли из-за этого отвергать все произведения культуры и искусства, созданные представителями иных конфессий, как проводники сатанизма? Вроде в лучших образцах искусство все таки не дает окончательно слиться с грязью...
5. Он осуждает молитвы своими словами. И. Кронштадтский говорит, что Богу угодны такие молитвы. Кто прав, или они говорят о разных вещах?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Димитрий!
Поздравляю вас с праздником первоверховных апостолов Петра и
Павла!
1. Подобный вопрос был задан преподобным Варсонофию и Иоанну затворникам. Ответ был такой: надо не оставлять добрых дел, но упрекать себя за тщеславие. Добрые дела с тщеславием, которое возникает в душе, похожи на зачерствевший хлеб, но им можно насытить голод и избавиться от смерти.
2. Добро, сделанное по пристрастию, перестает быть добром, а становится осуществлением собственной страсти к предмету своей привязанности. Это имеет в виду святитель Игнатий, а не постное выражение лица.
3. Надо помнить, что грех, постоянно живущий в нас, стремится реализовать себя через дерзкие, необузданные обращения, в том числе через прикосновение к чужому телу, под видом ласки и объятий. Поэтому святитель Игнатий предупреждает о свободном обращении и душевной ласки, как начала блуда.
4. Еретичество – это, прежде всего, извращение догматов Церкви и борьба против православной веры. А что касается светского искусства, то оно относится не к духовной, а душевной сфере, поэтому его нельзя назвать еретическим в полном смысле этого слова. Светское искусство мало что дает для духовной жизни: оно вращается в кругу чувств и эмоций и чаще всего служит удовлетворению человеческих страстей. Следствие искусства также связано с областью воображения и фантазии, незащищенной от влияния и проникновения демонических сил.
5. Церковные молитвы составлены святыми и являются образцом для наших молитв. Они направляют, но не исключают личные молитвы человека. Поэтому непосредственное обращение души к Богу своими словами является дополнением церковных молитв, не заменяя их и не уменьшая их значение.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о недопустимости замены молитв, принятых и утвержденных Церковью, сочинением личных молитв. А святой Иоанн Кронштадтский говорит о том, что каждый человек должен и может обращаться в своих нуждах непосредственно к Богу своими словами, и добавляет, что они приятны Богу, как лепет маленького ребенка к его родителям.
|