Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Вознесения Господня!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[03/02/2014] Дионисий спрашивает:

Что в святоотеческой литературой понимается под сердцем? Как оно очищается от страстей?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Дионисий!

Слово «сердце» в библейской и святоотеческой литературе употребляется в различных значениях; оно имеет широкий смысловой спектр и поэтому может быть правильно понято только в контексте. Библейские тексты можно назвать «плавающими» текстами, в хорошем смысле этого слова: они держатся на поверхности океана, который называется вечностью, на той границе, где конечное соприкасается с безконечным, где слово расширяет свою семантическую конкретность и приобретает многомерность символа. Не только пророк должен был находиться в состоянии богодухновения, проникая в сущности эмпирических и мысленных реалий, но и человек, читающий Библию и святоотеческие творения, должен находиться в одном гностическом русле с их авторами.

Вера и принадлежность к Церкви дают возможность внутренне ощущать и правильно понять смысл пророческих слов. Только принадлежность к Церкви вводит человека в поле того света, в котором можно читать книги Библии, расширяет диапазон его духовного слуха, так что он может воспринимать и переживать их звучания и тонкие нюансы. Вне Церкви и вне благодати Божией человек оказывается в лабиринте субъективных представлений.

Мы назвали библейские термины «плавающими» терминами, так как единомерные и плотно привязанные к земным реалиям понятия, попав в иную непривычную для них метафизическую среду, просто бы потонули в океане неведомого.

Перед тем, как садиться за трапезу, человек моет руки, чтобы не занести в пищу какую-нибудь грязь. Перед тем, как человек начнет читать Священное Писание или творения святых отцов, он должен помолиться, чтобы Господь очистил его мысли от грязи страстей, от земных образов и дал бы понять слово Божие в самом высоком смысле. От того, кто читает поэтические произведения, требуется ответное вдохновение, иначе стих, теряя эмоциональное содержание, останется мертвым. Вдохновение, только другого характера, требуется от того, кто читает Священное Писание.

Наиболее близким синонимом такого вдохновения является благоговение. Кто приступает к Библии без благоговения, для того она остается и останется закрытой книгой; если он даже выучит ее наизусть, то он не воспримет и не поймет ее. Библия, как мимоза, защищается от грубого прикосновения, сжимая свои лепестки.

Сердце может означать физический орган человека, место, где рождается мысль и слово, быть синонимом духа и ума, выражением эмоционального наслаждения человека, синонимом любви и т.д. Если вы хотите подробно ознакомиться с этим вопросом, то воспользуйтесь Библейской Симфонией, где слово сердце перечисляется около 1000 раз. Святой Иоанн Кронштадтский пишет: «Сердце – главное в человеке, сам человек – это его сердце».



« Предыдущий вопрос  
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили