Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[27/05/2021] Артём Рыжов спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил.
Профессор Алексей Ильич Осипов использует следующий текст преп. Исаака Сирина как аргумент в пользу учения о всеобщем спасении:
«Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит
нас из ада, соделает, что тленное сие облечётся в нетление, и падшего во ад восставит в славе? Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздаёт Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали»(Слово 90 "Слова подвижнические")
Алексей Ильич комментирует слова преп. Исаака так:
"Всеобщее воскресение, убеждён святой Исаак, упраздняет геенну: Где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников? – восклицает он"
Отец Рафаил если можете дайте пожалуйста свое истолкование текста преп. Исаака Сирина.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Христос Воскресе!
Артем!
В православном богословии существует понятие синергизма – взаимодействия Божественной воли с человеческой волей. Само спасение подразумевает богообщение, богоподобие и участие человека в Божественных совершенствах. Бог спасает человека по Своей любви, но любовь не одностороннее действие: кроме любящего должен быть любимый, который имел бы желание и способность воспринять и отразить в себе эту любовь. Бог дал человеку выбор между добром и злом, между раем и адом, между Божественной волей и демонической волей. А в приведенном вами отрывке преподобный Исаак Сирин останавливается только на Божественной любви. Все, что написано там, – правильно, однако не рассматривается тот факт, что Божественная любовь неотделима от истины, правды и правосудия.
Бог не насильник любви. Он предлагает путь к спасению, однако оставляет за человеком право принять или отвергнуть Его благодать. В слове Исаака Сирина подразумевается грешник, который хочет покаяться и спастись, а не тот, который ненавидит Бога и даже не хочет слышать о Нем.
Если бы любовь Божия была бы несправедливой, то Он не вочеловечился бы, не сошел бы на землю, не принес бы Себя в жертву за нас. И теперь Свою жертву Он не навязывает насильно, а дает только лишь тем, кто покоряется Его воле, заключенного в заповедях Священного Писания.
К сожалению, Осипов стоит на позициях Оригена, который учит об обязательном всеобщем спасении, и надо сказать, что Осипов в своем заблуждении даже пошел дальше еретика Оригена. Тот, по крайней мере, говорил о временном наказании грешников за отпадение от Бога. А Осипов проповедует парадоксальную и абсурдную мысль, что грешник идет в ад и находится в аду по собственному желанию, и оттуда может переместиться в рай, когда этого захочет. Это воззрение зачеркивает всю православную сотериологию, делает ненужной христианскую аскетику и отрицает даже необходимость веры для богообщения и вечного спасения.
Надо помнить, что учение Оригена о всеобщем спасении было отвергнуто Церковью и проклято на Пятом Вселенском и на нескольких поместных соборах. Оно было предано анафеме вместе с Оригеном, который не покаялся в своих заблуждениях при жизни, хотя уже тогда был осужден на двух поместных Александрийских соборах и изгнан из катехизаторского училища (подобию Духовной Академии).
Поэтому человек, принимающий воззрение Осипова о всеобщем спасении сам подводит себя под действие анафемы.
|