Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[06/01/2014] Юрий спрашивает:

У нас есть свобода выбора, но это выбор существует только в области нравственной - между добром и злом. Стать праведным человеком или законченным грешником зависит только от нас.

Все остальное, главные вехи нашей биографии, грубо говоря "декорации вокруг" предопределяются Богом: семья, страна где мы родимся; наша будущая супруга(супруг)либо ее (его) отсутствие; то место где мы будем жить-работать; определенные испытания, раскрывающие потенциал души и.т.д Этот промысел о душе скрыт от самого человека.

Бог либо мягко, либо толчками и ударами выводит его на только на ему предназначенную дорогу, не давая уклониться влево и вправо. Пример - тяга к монашеству, когда в душе зажигается любовь к Творцу, стремление, превозмогающее все мирское. Естественно, что это чувство дается душе от Господа. Вы с этим согласны?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Юрий! Надо учесть несколько факторов для того, чтобы рассуждать о вопросах, заданных вами.

Бог – вневременен. Он стоит над временем, как Творец самого времени, даже больше, Он Творец вечности. Для Бога нет трехчастного деления времени на прошлое, настоящее и будущее. Он также выше той вечности, которую приуготовил для Своих творений. Он Превечен.

Поэтому о промысле Божьем говорить, как о прошлом или будущем можно условно, приспосабливаясь к нашей ограниченности и восприятию трехчастного времени. Поэтому нельзя сказать, что сначала был промысл Божий о нас, а затем мы – как исполнители промысла, или же, сначала мы – затем промысл Божий, учитывающий нас. Нам только дано знать, что промысл Божий не отнимает у нас свободной воли, так что, может быть понятнее сказать, что промысл Божий параллелен человеческой воле. Такие выражения, как «Бог предвидел, промыслил, предопределил» представляют собой единое действие, которое преломляется через призму времени на прошлое, настоящее и будущее, как луч, проходя через кристалл, распадается на цвета радуги.

Затем учтите, что свободная воля относится не только к нравственной области. Воля неотделима от разума и чувств человека, поэтому она может проявляться и в вопросах нейтральных для нравственности.

Нельзя сказать, что окружающая нас среда – это только декорации. Бог не декоратор: дав человеку свободную волю, Он поставил перед ним реалии, которые могут быть восприняты как трагические реалии, но во всем присутствует святая воля Божия, желающая нам спасения.

Что касается любви к Богу и тяготения к монашеству, как наиболее полному выражению этой любви, то надо знать, что духовная любовь, в отличие от душевной и эмоциональной – дар благодати Божией, который человек должен воспринять свободной волей и усвоить посредством подвига своей жизни. Сама духовная жизнь и богообщение – это взаимодействие Божества и человеческой души, которое на богословском языке называется синергией. Человек – образ и подобие Божие, поэтому Господь делает человека соучастником его спасения.

Повторю, Безконечный Бог, действуя в конечном мире, не теряет Своей Безконечности, но Его действия воспринимаются людьми в свойственных им земных категориях и образах.

Помоги Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили