Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[04/03/2014] Дионисий спрашивает:

Посеяны ли в человеческой природе семена добродетелей или это то, что даётся исключительно из-вне Богом?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Дионисий!

До грехопадения Адама в нем действовали вложенные в его природу добродетели. Грех Адама испортил человеческую природу, но не погубил ее до конца, что случилось с падшими ангелами. В человеческой природе осталось добро, но смешанное со злом. Теперь человеческие добродетели находятся под непрерывной радиацией страстей, а также непрекращающейся агрессии демонических сил, которые ненавидя Бога, ненавидят образ и подобие Божие в человеке.

Добро в человеке похоже на тлеющие угли от погасшего костра, которые покрыты слоем пепла и золы, но таят в себе искры огня и могут снова превратиться в пламя. Человек, без действия благодати Божией не в силах победить грех, вернуться к первоначальному состоянию и приблизиться к Богу. Он может совершать отдельные добрые поступки, но эти поступки не искореняют греховность его природы. Говоря об этом, Блаженный Августин произнес дерзновенную фразу: «Добродетели язычников – это блестящие пороки». У пророка Исайи сказано еще более категорично, а именно, что человеческая правда подобна оскверненной одежде. Только благодать Божия пробуждает добро в человеке и освящает его природу, как бы собирает воедино лучи света, сохранившиеся в нем.

Итак, после грехопадения Адама в человеке остается некий потенциал добра, но оно может стать доминантой и преобразить человека только в синергии (взаимодействии) человеческой и божественной воль – как семена, находящиеся в земле, могут пустить ростки и дать плод только под действием солнечных лучей и струй дождя. Поэтому человеческое добро не может само по себе дать спасение человеку, так как источником жизни является Божество.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили