Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/03/2014] Дионисий спрашивает:
Посеяны ли в человеческой природе семена добродетелей или это то, что даётся исключительно из-вне Богом?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дионисий!
До грехопадения Адама в нем действовали вложенные в его природу добродетели. Грех Адама испортил человеческую природу, но не погубил ее до конца, что случилось с падшими ангелами. В человеческой природе осталось добро, но смешанное со злом. Теперь человеческие добродетели находятся под непрерывной радиацией страстей, а также непрекращающейся агрессии демонических сил, которые ненавидя Бога, ненавидят образ и подобие Божие в человеке.
Добро в человеке похоже на тлеющие угли от погасшего костра, которые покрыты слоем пепла и золы, но таят в себе искры огня и могут снова превратиться в пламя. Человек, без действия благодати Божией не в силах победить грех, вернуться к первоначальному состоянию и приблизиться к Богу. Он может совершать отдельные добрые поступки, но эти поступки не искореняют греховность его природы. Говоря об этом, Блаженный Августин произнес дерзновенную фразу: «Добродетели язычников – это блестящие пороки». У пророка Исайи сказано еще более категорично, а именно, что человеческая правда подобна оскверненной одежде. Только благодать Божия пробуждает добро в человеке и освящает его природу, как бы собирает воедино лучи света, сохранившиеся в нем.
Итак, после грехопадения Адама в человеке остается некий потенциал добра, но оно может стать доминантой и преобразить человека только в синергии (взаимодействии) человеческой и божественной воль – как семена, находящиеся в земле, могут пустить ростки и дать плод только под действием солнечных лучей и струй дождя. Поэтому человеческое добро не может само по себе дать спасение человеку, так как источником жизни является Божество.
|