Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/01/2014] Дионисий спрашивает:
Отец Рафаил, здравствуйте! У меня вопрос такого плана. Можно ли православному христианину заниматься физическими и дыхательными упражнениями из йоги, не принимая при этом, как православный христианин, йогического (индуистского) мировоззрения, философии, не занимаясь медитацией, а только ради физического здоровья…
Известно ведь, что и Олимпийские игры и медицина создавались на основе культа поклонения богам, но со временем лишившись своего стержня – идолопоклонства, перестали быть противными Богу… Да и многие врачи советую заниматься упражнениями из йоги (именно дыхательными и физическими) для лечения болезней или просто для сохранения и развития здоровья, в гимнастике так же употребляются некоторые физические упражнения из йоги, да и при подготовке элитных бойцов в армии тоже, как я заметил, используются некоторые упражнения из йоги без медитации и принятия языческой веры, что фактически лишает эти физические упражнения своей бесовской сути, обезглавливает ёё, и как мне кажется, делает вполне приемлимыми эти упражнения в христианской среде… Даже само отжимание находится среди йоговских асан в книге В.Г. Верещагина «Физическая культура индийских йогов».
Среди пастырей Церкви нет единого мнения по поводу занятия физическими и дыхательными упражнениями из йоги, а конкретного Церковного мнения тем более не существует… Отец Серафим (Роуз) против даже физических упражнений из йоги, а святейший Патриарх Кирилл говорит, что в дыхательных и физических упражнениях нет ничего вредного и они полезны для человека, он лишь с опаской относится к медитации… Так можно ли христианину заниматься йогой (именно физическими и дыхательными упражнениями), безопасно ли это для него, когда он не ставит перед собой духовной йогической цели при этом? Если нельзя, то почему? Если нельзя, то какую альтернативу можете предложить?
Заранее благодарен.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дионисий!
Вы задали вопрос, который требует специальных знаний, поэтому я могу ответить только в общем, как бы провести линии пунктиром.
Человек, как духовное и телесное существо, относится к двум мирам – видимому и невидимому, физическому и метафизическому, и не только пребывает в этих мирах, но и они находятся в нем.
В индуистской философии тело рассматривается как оболочка души, скорлупа, которая со временем отпадает, а дух (атман), в своем конечном этапе освобождения от внешнего, сливается с единосущным ему абсолютом (брахманом). Поэтому в йоге бытие человека рассматривается одновременно, как действительность и иллюзия, утверждение и отрицание, «да» и «нет», которые оказываются тождественными. Человек реален как фактичность, но вместе с тем его нет, так как на самом деле существует только абсолют-брахман, который творит миры и снова поглощает, растворяя их до полного исчезновения.
Христианство по-другому смотрит на человеческое тело: это ни оболочка, ни шелуха души, а материальная субстанция, которая, пройдя через огонь смерти, воскресает и обретает вечное существование в единстве с душой. Тело, как и душа, – субъект божественной благодати, точнее, органическая часть человеческой личности – субъекта и объекта богообщения. Для христианина вечная жизнь – это не поглощение Богом человека, как индивидуума и личности, а со-бытье, неслиянное единство человека с Богом.
Поэтому, можно сказать: то, что происходит на земле с человеческим телом, так же относится к душе, в силу их личностного единства; а что происходит с душой – отражается в телесном организме человека.
Вы правильно пишете, что йога возникла в языческой среде, а это среда демонопоклонения. В Псалтири написано: «Боги язычников суть бесы». Язычество в кругах высших адептов и жречества имело мистериальный характер и, условно говоря, было элитарным сатанизмом. В мистериях были разработаны своя тайнопись, свой язык, в том числе язык жестов и танцев. Над неофитом производились церемонии, непонятные ему; он получал инициацию через обучение таинственным жестам и демоническим именам, а так же через ношение амулетов – ритуальных и мистериальных знаков.
В язычестве слагались обряды поклонения божествам, приветствия солнца, пляски при появлении утренней звезды, изображения геометрических фигур при призывании инфернальных духов. Были упражнения, при которых человек входил в состояние транса, причем эти упражнения часто были связаны с дыханием. О культовых танцах и плясках в своих сочинениях упоминают тантристка Блаватская и иллюминат Штайнер.
Оккультные знания передавались так, что их мог понять и усвоить только «посвященный». Кроме особой письменности здесь еще употреблялся язык жестов и в этой среде демонопоклонения и общения с темными «духами поднебесья» возникли некоторые системы, преподаваемые в индусских ашрамах и тибетских монастырях. Восток легко не открывает своих секретов. В настоящее время он быстро усвоил западную рекламу, но главные тайны оставил для себя. Теперь происходит экспансия Востока к почти потерявшему веру Западу. Йога занимает видное место в этой духовной оккупации Запада и привлечении людей к языческому оккультизму.
Есть еще один из видов поклонения божествам в образе животных. При этом человек одевается в специальную одежду, напоминающую шкуру животного и подражает его движениям. Этот ритуальный шаманизм нашел свое отражение в некоторых упражнениях китайского цигуна, где человек должен медитативно отождествлять себя с тем или иным существом тотемом.
Надо так же обратить внимание, что в йоге большое значение придается сексуальной энергии; там разработаны упражнения для пробуждения и развития этой энергии и методы ее перенаправления в якобы другое русло.
Практические занятия йогой для восстановления здоровья так же имеют свои опасности. Йога учит глубокому дыханию, называемому «полным дыханием йогов». Уже есть предупреждения со стороны медиков, что такие дыхательные упражнения могут принести вред жителям городов, с загрязненной и отравленной атмосферой. Гораздо полезнее другой вид дыхательных упражнений с поверхностным вдохом по системам Бутейко, Стрельниковой и других. Кроме того, статичные упражнения йоги могут вызвать гипертонию и сердечно-сосудистые заболевания.
Теперь хочу остановиться на самом главном. Человек, практикующий восточные виды гимнастики, может сам, не подразумевая того, исполнять обряды поклонения неведомым ему духам. Он не знает этих духов, но они знают его; он не ведает кому поклоняется, но духи принимают его поклонение. При этом само человеческое тело становится динамичным знаком в этой замаскированной мистерии. В результате, человек становится более открытым и уязвимым для инфернальных сил. Надо добавить, что сами учителя йоги и даосизма признают, что их упражнения органически, неразрывно связаны с философией этих учений и бытом человека, а без них одни механические движения сами по себе ничего не дают.
Поэтому я хотел бы предостеречь об опасности тех желающих пить воду из зараженных источников, которые считают, что ее можно искусственно отфильтровать и обезвредить.
Помоги вам Господи.
|