Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[26/11/2013] раба Божия Марина спрашивает:
Ваше Высокопреподобие, низкий вам поклон и огромная благодарность за ваш труд в деле духовного просвещения паствы Христовой. Батюшка Рафаил, благословите. Раба Божия Марина беспокоит.
Батюшка, мы с мужем созрели, как нам кажется, для того, чтоб попроситься в духовные чада к нашему духовнику. Мы очень любим его и хотели бы,чтоб он стал нашим духовным отцом, т.к. считаем его достаточно духовно зрелым для этого. Но он отказал нам, ссылаясь на свою неопытность, сказав, что подумает над этим вопросом.
Подскажите, пожалуйста, как быть в этой ситуации-смириться и ждать того, что может быть когда-нибудь батюшка снизойдет к нашему недостоинству и сжалится над сиротами духовными, или же проявить немного настойчивости и еще раз попроситься в чада к духовнику?
И еще один вопрос, если позволите-что омывается при Крещении, наша вина за прародительский грех или что-то другое? Модернисты на этом вопросе всегда спотыкаются.
Спаси вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Марина! Если вы решили вместе с супругом выбрать духовного наставника и руководствоваться им, то это мудрое решение. Опытный духовный отец – дар Божий человеку, и надежный путеводитель к спасению.
Вы пишете, что обратились с просьбой о руководстве к вашему духовнику, но он отказал вам, ссылаясь на свою неопытность. Это как раз доказывает его духовную мудрость. Как ни парадоксально, но для духовника нужен значительный духовный опыт, чтобы увидеть свою неопытность.
Обычно легко берутся за духовничество люди, которые не понимают, какая это ответственность и тяжелый труд, требующий особых молитв за своих чад и постоянной внутренней подготовки. Человек, навязывающий себя в духовники и вербующий себе чад из-за тщеславия или корысти, похож на шарлатана, который смело берется вылечить все болезни, не зная даже азов медицины.
Надо сказать, что отношение между духовным отцом и его чадами требует ответственности с двух сторон. Лучше не иметь духовного отца, чем, выбрав наставника, затем не слушать его, лицемерить, исполнять свою волю и, в конце концов, убедиться, что подвиг послушания не под силу, и искать поводов, чтобы уйти от духовного отца.
Я считаю, что ваш духовник так же правильно сделал, что не взял вас сразу же в духовные чада, а сказал, что еще подумает. Как видно он хотел дать вам время проверить, насколько глубока ваша решимость. Лучше не иметь драгоценность, чем приобрести и затем потерять ее; лучше не поднимать тяжелой вещи, чтобы не надорваться или, выронив из рук, не разбить ее.
Думаю, что духовник проверяет вас и вам нужно набраться терпения и смиренно просить его взять вас в духовные чада, как голодный просит пищу, а мучимый жаждой ищет источника, чтобы напиться воды.
Надо помнить, что и вы по отношению к духовному отцу также берете на себя серьезные обязательства. Духовник должен стать для вас самим близким лицом, более близким, чем родители и даже дети. Вы должны верить, что если в вашем сердце есть твердая решимость исполнить слова духовника, то благодать научит его, что отвечать вам. А если в душе будет недоверие и сомнения, то внутренняя связь души с духовником нарушится, и человек в наказание за свое малодушие может получить неправильный ответ от духовника.
Надо помнить слова Священного Писания: «Да даст Господь тебе по сердцу твоему и весь совет твой исполнит». Когда человек находится в безропотном послушании, то духовному отцу легче молиться за него и сама молитва приобретает особую силу. А за непослушного и недоверчивого молиться так тяжело, как нести на своих плечах труп.
Далее, по отношению к духовному отцу в полной мере должна быть исполнена библейская заповедь «Чти отца твоего и благо тебе будет». Поэтому духовные чада должны в свою очередь окружить духовного отца всесторонней заботой и считать для себя радостью и честью, в чем нибудь послужить и помочь ему. Афонские старцы пишут, что за заботу о духовном отце человек не будет оставлен Богом. Старайтесь ничем не оскорбить и не прогневать духовного отца.
Святитель Василий Великий пишет, что прогневать Бога и духовного отца равный грех и добавляет удивительные слова, что духовного отца прогневать даже опаснее: между Богом и грешником станет духовный отец и этот гнев умилостивит, как бы примет на себя. А если прогневать духовного отца, то никто не станет между ним и непослушным сыном, и он получит наказание сполна.
Во время крещения человеку усвояется искупительная Жертва Христа Спасителя, он из раба диавола становится рабом Божиим. Но инерция греха - душевно-телесная испорченность продолжает действовать в нем, и поэтому он должен бороться за свое спасение, преодолевая страсти и искушения темных сил.
Что касается модернистов, то они отрицают передачу прародительского греха потомкам и искупление Христом Спасителем человечества. Для них Иисус великий Учитель, который научил людей, как надо жить.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|