Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[27/11/2013] Елена спрашивает:

Добрый день, батюшка. Подскажите, как научиться любить. Любить Бога искренне, а не со страхом. У меня нет духовного отца - и не знаю как его найти, чтоб искренне открыть душу. С благодарностью, Елена.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Елена! Адам до грехопадения пребывал в божественном свете, то есть в благодати, которая освящала его душу и тело. Он был в раю и рай был в нем. Богообщение являлось содержанием его существования, а радость – состоянием его души. Центром жизни Адама был Бог. Он сознавал Бога как основу, источник и цель своего бытия: это был не только рассудочный теоцентризм, а живая и горячая любовь к Богу. Но любовь должна была окрепнуть через послушание, и Адаму предстояло пройти испытание, которое окончилось трагедией для него и для будущего человечества.

Змей внушил Адаму, что тот сам может стать божеством без Бога, источником собственного бытия, независимым ни от кого. Мятеж Адама против Бога перевернул шкалу прежних ценностей, которыми жил Адам. Благодать отошла от наших праотцев. Бог из внутреннего фактора их жизни стал внешней силой – грозной и карающей. Безумное самобожие Адама проявилось в нем и его потомках как эгоизм и эгоцентризм. Теоцентризм сменился антропоцентризмом: душа покорила дух, а тело – душу; земля заслонила собой небо, и человек стал похож на трехступенчатую пирамиду, обращенную вершиной вниз, где дух занял низшее место.

Первородный грех Адама передается потомкам, прежде всего, как гордость и эгоизм. Мы эгоисты – это факт, от которого не скроешься за красивыми словами, и наше спасение, то есть возвращение к Богу, - во многом борьба с эгоизмом и гордыней, и исправление поврежденных векторов души. Возвращение от ложного «я» к Богу – это поиск и стяжание потерянной благодати. И здесь необходимо начать с той реалией нашего эмпирического бытия, которую мы охарактеризовали как эгоизм. Эгоист боится того, что угрожает его благополучию, прежде всего житейских несчастий и болезней, а затем, при наличии веры, – вечных мук за совершенные грехи и преступления. Эгоист не любит Бога, не чувствует сладости благодати, но боится наказания. Ну, что же, начнем с этого. Используем такой страх и направим его в нужное русло: будем размышлять о превратностях земной жизни, о неизбежности смерти, о наказании в будущей жизни, о вечной тьме и огненной геенне.

Человек любит не Бога, а самого себя, поэтому страх единственный импульс, который отрезвляет его: боясь Бога, он воздерживается от явных грехов, за которыми следует наказание. Страх становится началом очищения души. Если этот процесс продолжается и углубляется, то человек, исправляясь хотя бы внешне, по временам чувствует действие благодати и начинает понимать, как хорошо быть с Богом. Здесь страх становится ступенью к надежде. На грани страха и надежды начинается внутренняя жизнь человека. Бог открывается ему не только как сила, карающая грешника, но и как благо для тех, кто служит Ему. На ступени надежды человек начинает заботиться о состоянии своего сердца, о стяжании молитвы, и по мере очищения сердца надежда превращается в любовь. Духовная любовь – это дар благодати, которая дается за труды и терпение; сам страх изменяется: из страха раба, он становится благородным страхом сына, который боится чем-либо оскорбить или обидеть своего отца.

Религиозные романтики, утверждающие, что надо не бояться Бога, а только любить Его, похожи на тех, кто заявляют, что путь следует начинать с конца. Без долгого очищения сердца и мужественной борьбы со страстями, любовь будет только воображаемой, чувственной, эмоциональной и далекой от истинной любви, как небо от земли.

Что касается наставника, то, возможно, вы еще не подготовлены, чтобы во всем слушаться его. А когда будете готовы, то Господь пошлет духовного отца вам или вас к нему.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили