Вопросы и ответы: Общие вопросы
[18/12/2013] Давид спрашивает:
Здравствуйте дорогой отец Рафаил! Хотел бы услышать ваше мнение по следующим вопросам:
1. Я знаю как церковь относится к самоубийцам. Но если человек на войне и знает что находится в окружении и попадет в плен, где его будут пытать, а возможно и применят психотропные средства что бы выведать информацию, а от этого зависит жизнь других, может ли в этом случае лишить он себя жизни, не из за боязни пыток, а как бы жертвуя собой дабы спасти товарищей? можно ли за таких молиться?(такой случай был реально в жизни, молодой парень был в окружении и покончил с собой, но перед этим пытался дозвонится духовнику но не смог.)
2. Фраза "православие или смерть!" признана почему то экстремисткой в Рф, и она написана на знамении не послушного монастыря на Афоне...Но мне эта выражение нравится, понятное дело что означает это "что я лучше умру чем откажусь от православия".
Возможное ее трактуют по другому например как угрозу: "либо ты принимаешь православие либо умрешь!", но это естественно не верная трактовка, и по этому ее запретили. У меня этот лозунг ассоциируется с первыми христианами, которые умирали но не предавали святую веру. Как вы относитесь к такому лозунгу?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Давид!
1. Вы задали очень интересный и важный вопрос. Хорошо, если он был бы рассмотрен на уровне Церковного Собора. Я могу высказать только свое мнение, с правом на возможную ошибку. Воин дает присягу исполнять приказ командира. Если приказано убить себя, чтобы не сдаться в плен живым, то это нельзя расценить как свободное решение о самоубийстве, а как исполнение воинского приказа собственной рукой.
Самоубийство – это богоборчество. Для самоубийцы характерно отвержение промысла Божьего, разочарование в людях, злобное или презрительное отношение к жизни, уныние, когда кажется, что нет исхода и, по словам известного поэта, «Жизнь такая пустая и глупая шутка». В самоубийстве – или неверие или обвинение Бога, как причины зла. Ничего подобного я не вижу в поступке воина, который лишает себя жизни по воинской дисциплине, а не по своей воле. В древнем Риме император нередко приказывал подвергшимся его гневу самим покончить с собой (например, знаменитый философ Сенека получил приказ вскрыть себе вены, а Сократ принял яд по постановлению суда, хотя ученики предлагали ему устроить побег), и эти люди никогда не рассматривались как самоубийцы, а как казненные.
Поэтому я думаю, что за воина, который убил себя, попав в окружение, чтобы не принести вред своим товарищам и исполнил воинскую присягу, можно молиться в храме. Но, опять-таки, сам я не имею права решать такие вопросы – здесь нужен общий голос Церкви.
2. Я понимаю эти слова так: лучше испытать гонения, преследования и даже смерть, чем отступить от Православия и этим самым лишиться вечной жизни.
Что касается Эсфигменского монастыря на Афоне, то он стал в оппозицию остальным афонским монастырям, объявил Церковь отступившей от истинной веры, а себя – хранителем истины.
Поэтому внешнее православие эсфигменских монахов имеет основой непослушание. Они предпочли букву духу и, как я думаю, потеряли и одно и другое. Поэтому «Православие или смерть» - золотые слова, но само Православие включает в себя послушание.
Помоги вам Господи.
|