Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[14/12/2013] Владимир П. спрашивает:
Здравствуйте батюшка. Храни и помогай Вам Бог. Вопрос вот какой. Если не смог побороть страсти но по их влечению не поступаешь, пойдут ли они за человеком в вечность?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир!
Грех имеет несколько фаз развития. Вначале возникает прилог греха – картина или страстный помысл, но человек еще не выразил свое отношение к нему. Это первый росток греха легко вырвать из души, но если мы промедлим, то он пустит корень и углубится. Чтобы продлить чувство страстного наслаждения мы будем медлить и рассматривать греховный помысл, тогда начинается соединение и сочетание души с грехом, он уже усвояется душой, становится сродным ей, а затем происходит пленение – порабощается воля. Человек сознает, что он грешит, но не может или не хочет сопротивляться; он похож на муху, которая прилипла к клейкой бумаге. Но если и в этом состоянии человек превозможет себя и начнет молиться, вспоминать о смерти и о том, что грех лишает человека благодати Божией, то получит помощь. Но в этом состоянии человек чаще всего забывает о Боге или представляет Бога как всепрощение, без справедливости и правосудия, перестает бояться ада, и тогда он вступает в союз с грехом, стремится к нему и мысли его обращаются к тому, как осуществить грех на деле.
От греховных влечений, как прилогов, человек не может полностью освободиться, но дальнейшее развитие страсти он может остановить усилием воли. Например, возник блудный помысл, человек почувствовал похоть как влечение, но подавил и отверг его – это состояние спасительное. Если же человек почувствовал похоть по отношению к какому нибудь лицу, но по обстоятельствам не может удовлетворить ее, однако не хочет расстаться с этой тайной страстью, а носит ее в своем сердце и удовлетворяет в мыслях и словах, то такое состояние, даже без телесного падения, уже является губительным. В этом случае страсть пленило сердце, овладела и властвует над ним. В этом состоянии может помочь только покаяние, частая исповедь перед духовником и молитвы Церкви. Обязательное условие борьбы с этой страстью – избегать контактов с объектом страсти.
Победа над страстью или победа страсти над человеком зависит от того, как мы относимся к ней.
Повторю вкратце. Мысленную страсть, которая особенно мучает человека, надо не скрывать, а исповедовать, не стыдиться обнажать свою душу перед духовником. Исповедь – сильное средство в борьбе со страстью, как вода – против огня. Полностью искоренить страсти из нашей падшей природы мы не можем. Но наша победа – борьба со страстью, обуздание ее, противостояние ей. Тогда благодать в час смерти очистит страстную грязь в душе и восполнит недостающее.
Помоги вам Господи.
|