Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[25/11/2013] Надежда спрашивает:
Доброго здоровья Вам, батюшка! Читаю в Патерике в главе о безмолвии, что нужно удаляться от искушений и ситуаций, которые могут их вызвать. Что если не тревожить страсть, то она угаснет. В журнале "Задонский паломник" есть рубрика "Беседы с кавказским пустынником", там монах-пустынник пишет, что некоторые братия ушли в пустыню, потому что не хотели терпеть искушений монастыря. Они жили тихо и мирно в пустыне, но страстей своих не победили и вряд ли как-то преуспели. Я тоже думала, что не надо избегать ситуаций, когда проявляются страсти, а стараться бороться. Каяться, молиться, стараться совершать какие-то поступки, противоположные тем, которые диктуют греховные чувства. Хотя на практике понимаю, что вся моя борьба заканчивается поражением. Получается, что если я завидую, то лучше избегать общения с этим человеком, чтобы страсть не питалась, если ревную, тоже нужно удаляться, а не пытаться бороться с самолюбием и чувством собственничества. Разъясните, батюшка. Храни Вас Господь!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Надежда! Хотя все страсти – порождение грехов, но тактика борьбы с ними разная. В одних случаях надо избегать ситуаций, при которых возникают и усиливаются страсти, а в других случаях надо стоять на месте, по словам святого Игнатия Богоносца, подобно наковальне, по которому бьют молотом. Например, при страсти гнева и связанными с ним раздражением, нетерпимостью, яростью, злобой, ревностью, завистью, надо бороться на месте, иначе страсти, притаившись в душе, могут вспыхнуть неожиданно с еще большей силой, или же, за неимением внешних причин, не проявляться вовне, а действовать внутри и оставаться неисцеленными.
У меня вызывают недоверие слова о том, что монахи, не выдержавшие монастырской дисциплины и послушания, мирно и тихо жили в пустыне. Так мог написать человек, который даже не обонял воздуха пустыни. Пустынническая жизнь – это не идиллия, а жестокая борьба с демоническими силами. По словам преподобного Иоанна Лествичника – учителя монахов, диавол нападает на живущих в общежительном монастыре как пес, а на пустынников – как лев.
Страсть гнева в пустыне не уменьшается, а увеличивается. У человека возникают яркие воспоминания о прежде нанесенных ему обидах, и он вступает в мысленные споры со своими обидчиками, бранит их, а иногда проклинает. Бесы через страсть гнева доводят его до такого состояния, что он начинает бегать по своей келии, как петух, мысленно наскакивая на своих «врагов» и нанося им удары. Некоторые гневливые пустынники обрушивают свою ярость даже на вещи: бьют посуду, ломают инструменты. Мне рассказывали случай, как один из таких пустынников, рассердившись, что плохо выточил из дерева ложку, отрубил себе палец.
Поэтому, отцы наши говорили, что пустыня делает из человека или ангела или демона. В одном только случае гневный человек может сохранить спокойствие в пустыне: если он пошел в пустыню не ради Бога, а по другой причине, и живет нерадиво, забывая о молитве, тогда бес до времени не трогает его, как охотник, который притаился, чтобы не вспугнуть добычу.
Один из прельщенных говорил: «Я боюсь читать Псалтирь, чтобы бес не нападал на меня. Я его не трогаю, а он – меня», то есть считал, что можно заключить перемирие с нечистой силой. А другой сказал: «Я боюсь молиться, чтобы не напомнить Богу о себе; а то Он вспомнит и накажет меня за грехи». Ему казалось, что Бог не наказывает его тяжелыми болезнями, потому что «дремлет»; а если он разбудит Бога своим голосом, то навлечет на себя беду. Поэтому в пустыню может идти только тот, кто в какой-то степени обуздал в общении с людьми свои страсти: самомнение, духовную гордость, гнев и своеволие.
Но есть страсти, победа над которыми требует противоположное – бегство от их причин. Такой страстью является блуд. Некоторые считают, что распаляться этой гнусной страстью, но не доходить до телесного падения, – это тренировка воли. Так думают, например, буддисты, тантристы и вишнуиты, которые занимаются рассматриванием сексуальных картин и обнаженных тел, но, в тоже время воздерживаются от телесного греха. На самом деле, здесь не победа, а самообман. Человек наслаждается греховными образами и мыслями, окунается в темное сладострастие и стремится к состоянию постоянного возбуждения. Христианский аскетизм считает такие «упражнения» разновидностью блуда – гноем, который собирает человек в своей душе. Нечистые мысли и образы несовместимы с пребыванием в душе благодати, и за таким состоянием следует опустошение, уныние и мертвенность души; а чаще всего оно приводит к телесному падению.
Есть еще одна уловка диавола: притвориться мертвой лисой. Человек не осознает действующую в нем страсть блуда. Он оправдывает свою страстную привязанность дружбой, заботой, жалостью и т.д., а когда теряет осторожность, то страсть вспыхивает в нем с такой силой, что он не может уже сопротивляться ей: птица села на голову неподвижно лежащего лиса, а тот, вскочив, схватил ее своими зубами.
Помоги вам Господи.
|