Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[19/11/2013] David спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! Благодарим Вас за Ваши труды.
У нас родился четвертый ребенок – его крестным отцом cтал наш Патриарх Илья. Просим Вас, благословить нашу семью и помолится за нас – Давид, Елена, Роин, Гиорги, Ия, Илья.
1. Как известно, образ Божий в человеке проявляется в разуме, слове и духе (подобие надо стяжать). Некоторые отцы также упоминают личность человека и свободу воли, как проявление образа. В то же время мы знаем, что ангелы не сотворены по образу Божию (только подобны ему), но они, как и люди ведь также имеют дух, силу слова (поют, говорят) и разум. Тогда в чем проявляется отличие человеческой природы от ангельской, которое дает именно ношение образа Божия? Можно ли считать этим отличием то, что человек может обожествиться? Этот вопрос мне задал 14 летний сын и я затруднился ответить на него.
2. Я знаю о Вашем негативном отношении к Сталину. Как вы объясните то резкое изменение в отношении к Церкви, которое произошло в 40-ых годах – освобождение из тюрем тысяч священников и монахов, восстановление патриаршества в России, открытие храмов и семинарий и т.д. Я также читал о неплохих отзывах о нем со стороны Патриархов Сергия и Алексия Первого. И если я не ошибаюсь, наш Патриарх Илья когда-то упомянул, что Господь помиловал Сталина.
3. Как вы относитесь к творчеству Юрия Воробьевского и его разоблачениям ?
4. Разъясните пожалуйста евангельские слова «не клянитесь». Может ли христианин употреблять клятвы и в каких случаях? Законодательство Грузии допусает две разновидности клятвы даваемой свидетелем или потерпевшим в суде – религиозную и нерелигиозную. Религиозная клятва звучит так: клянусь перед лицом Всемогущего и Всезнающего Бога, что скажу правду и только правду. Свидетель отвечает : клянусь, пусть Бог будет моим покровителем. Допускается ли кляться в таком случае или лучше выбрать нерелигиозную клятву?
5. Церковные правила запрещают молиться с неправославными. У нас причерноморский курортный городок и летом много приезжают армян (монофизитов) и представителей других исповеданий, которые заходят в наши храмы на службы. Можно ли присутствовать на вечери и утрени нехристианину, а также неправославному (из другой конфессии) и получить елеопомазание (на утрени после чтения Евангелия). Можно ли им присутствовать и до какого момента на литургии?
Благодарю за ответ, прошу Ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Давид!
В своем письме вы затрагиваете глубокие теологические вопросы. Но необходимо помнить, что реалии метафизического мира есть тайна, которую нельзя адекватно передать через человеческое слово. Теология это попытка отчасти уяснить и по мере сил осмыслить то, что лежит за пределами наших сенсорных чувств и логизирующего рассудка. Поэтому богословский язык не имеет таких четких и дифференцированных терминов, как философия. Эта зыбкость и расплывчатость терминологии свидетельствует об ограниченности наших возможностей познания духовного мира. Апостол Павел пишет, что мы на земле видим только тусклые отражения духовных реалий, которые станут очевидностью в будущем веке.
Тайну нельзя объять, объяснить и ограничить, но с ней можно соприкоснуться. И поэтому духовные писатели широко пользуются символами, метафорами, сравнениями, иносказаниями, чтобы отчасти передать непостижимое и рассказать о неизреченном. Семантическое значение религиозных терминов более широко и разнообразно, чем тех же терминов в философских системах и получает свое значение и звучание в зависимости от контекста.
Святитель Григорий Богослов пишет, что для нас не все открыто и не все скрыто. Если было бы все открыто, тогда веру заменили бы знания и очевидность; а если все было скрыто, то мы вообще не понимали бы во что верим. Святой Григорий советует в отношении рассуждений о божественных предметах, быть более осторожным, чем «отважным». Богословие неразрывно связано с нравственной жизнью человека, поэтому великие богословы древности были аскетами; они не столько рассуждали о духовной жизни, сколько включались в нее – богословие было для них не предметом аналитики, а тайноведением и тайновидением.
Со временем внутренняя жизнь человека, особенно проявляемая в молитве, ослабла, мистику стала заменять схоластика. В древности понятия дух и ум были синонимами. Теперь ум все более отождествляется с рассудком, а между рассудком и духом увеличивается дистанция. К сожалению, теологи 20-го столетия стали более дерзкими, чем осторожными и соборное мышление, как церковное предание, все более заменяется индивидуальными и субъективными пердставлениями. Если теологи 20-го столетия, по сравнению с богословами предшествующих веков, потеряли чувство собственной меры, то нам надо быть осторожными по отношению к ним: не отвергать, но проверять, ориентируясь на классическое богословие.
Революционный 20 век отразился в мышлении ряда богословов, как эмансипация разума от веры. На волне революции появилось обновленчество, как мятеж в Церкви, а на волне либерализма (нравственной революции) – модернизм, как оппозиция Преданию.
Теперь перейдем к более конкретным вопросам.
1. Ангелы названы в церковных гимнах «вторыми светами» после Святой Троицы. Ангелы отражают в себе свет Божества и доносят его до людей. Эта способность восприятия божественного света является свойством образа Божьего в ангеле. Ангелы обладают подобием Божиим: по словам Блаженного Исихия бытие ангелов динамично – они восходят от света к свету. Цель и ангелов и людей – обожение. Святитель Григорий Палама указывал, что воплощение Сына Божьего подняло человеческую природу на степень высшего достоинства.
Однако Церковь всегда считала и считает, что после Божией Матери, ближе всего к неприступному свету Божества предстоят ангелы, и поэтому они выше, чем святые.
2. Мне бы не хотелось дискуссировать на политические темы.
3. Я мало знаком с книгами Юрия Воробьевского, поэтому не могу иметь собственного мнения.
4. Человек должен жить так, чтобы его слово не вызывало сомнений и не нуждалось в клятве. Апостол Павел, которого называют «устами Христа», допускал в некоторых случаях клятву. Церковь так же не возражала против клятвы и присяги, кроме тех случаев, когда в языческих странах клялись перед идолами с упоминанием их имен. Христианин может давать клятву только в исключительных случаях, когда этого неукоснительно требует закон.
5. Церковные правила запрещают совместную молитву православных с неправославными. Что же касается присутствия неправославных в храме, то это их частное дело. Молитва еретика в храме во время богослужения остается только параллельной молитвой, но не единой с церковной. Я думаю, что сам еретик не должен подойти под помазание елеем, если он осознает себя членом своей конфессии.
Призываю Божие благословения на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.
|