Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[16/11/2013] Анастасия спрашивает:
Здравствуйте, Отче. Пожалуйста, объясните значение наставления "Держи ум свой во аде и не отчаивайся". Подскажите, пожалуйста, что есть смирение, как ему научиться.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анастасия! Слова, сказанные преподобному Силуану «Держи ум свой во аде…» означают, что мы должны иметь смиренное чувство и мысль, что по нашим грехам и внутреннему душевному растлению, достойны ада; мы творим волю темных духов и поэтому наше место с ними.
«…И не отчаивайся». Грешник отличается от демона главным образом тем, что для демона нет спасения. Демон – совершенная тьма без проблеска света, он сплошное зло, где нет даже признаков и следов добра; его состояние – это вечное уныние и отчаяние (само слово «отчаяние» означает безнадежность). А грешник, как бы низко ни пал и превратился в подобие демона, сохраняет в своей душе некие крупицы добра, как золотые песчинки, брошенные в грязь. Поэтому для грешника есть надежда. В его душевной тьме может блеснуть свет спасения, он может выползти из духовной ямы, в которую попал, для него возможна перемена жизни.
Поэтому созерцая безобразие своих грехов, мы должны помнить, что пока живы еще не все потеряно – у нас есть Искупитель и Спаситель, Который ждет нашего обращения и обещает Свою помощь. Не отчаиваться – это значит не терять надежды и не опускать рук и, поняв пагубность и опасность своего состояния, не отлагать покаяния на будущее, а начать его сразу: собрать свою волю и вступить в борьбу с грехами, страстными привязанностями и духами тьмы. Не терять надежды – это безповоротно решиться выйти из состояния тьмы и безумия, в котором находится грешник, к свету Христа.
Гордый человек – игрушка в руках демона. Гордость – это как бы второе имя падшего люцифера, которое он хочет написать в человеческом сердце, как бы приложить свою печать.
Поэтому главным оружием в борьбе с метафизическим злом должно быть смирение. Первый плод смирения – это видение своих грехов, второе – видение в людях добра и их превосходство над собой, третий плод смирения – это убеждение, что без воли Божией мы бессильны сделать что-либо доброе, что без благодати Божией мы впадем во все грехи, как предмет, выпущенный из рук, падает на землю. Легче и быстрее всего можно приобрести смирение через послушание своему духовному наставнику. Найти опытного наставника, к сожалению, нелегкая задача в наше время, но и в этом случае не надо унывать, а стараться внутренне, в сердце своем смирять себя перед каждым человеком и молиться за своих обидчиков, как за друзей, способствующих нашему спасению. Молитесь, чтобы Господь послал вам опытного духовного отца.
Иметь ум в аду не значит визуально представлять муки грешников в картинах и образах, иначе мы можем войти в опасную область воображения.
Помоги вам Господи.
|