Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[09/12/2013] Ольга спрашивает:

Батюшка Рафаил!

С низким поклоном у ваших ног за ваши бесценные книги и статьи, за вашу жизнь. Правильно ли я понимаю, что новорожденная душа человеческая несет первородный грех в минимальном эквиваленте общечеловеческого греха. И мир этот, падший, в большинстве случаев, только утяжеляет душу, развращая ее страстями. Ведь практически всем людям нравится грешить...

Иначе сказать, за земную жизнь мы, человечество, в совокупности увеличиваем "массу" греха. Спасаются единицы. Благодатью Святого Духа пронизывается очень малое количество душ на планете. Лучше в таком случае не рожать детей? Не поставлять питание дьяволу...


Архимандрит Рафаил отвечает:

Ольга! Творение души и передача первородного греха является одним из самых трудных для ограниченного земными реалиями человеческого рассудка понятиями. Первородный грех – это генетическая болезнь, которая поразила все человечество без исключения. Единственная из людей, в Которой первородный грех не перешел из потенциального состояния в динамическое, была дева Мария. Остальные люди, в лучшем случае, борются с грехом, в худшем – подчиняются ему, а в самом плохом – оправдывают его. Впрочем, надо сказать, что нет людей, в которых существовало бы только одно зло. В каждом человеке зло сосуществует с добром, и люди, не знающие и не слышавшие об Истинном Боге, имеют естественную совесть, по которой они будут судимы для вечной жизни.

Первородный грех отразился в трех планах бытия.

1) В метафизическом. Адам, совершивший мятеж против Бога, отдал себя и потомство, заключенное в нем, в рабство демону. По незыблемым законам правосудия, человечество попало под власть сатаны, и было обречено на тление, смерть и вечное отвержение от Бога. Можно сказать, что Адам продал себя и свое потомством диаволу.

2) На душевном уровне грех проявляется в человеке как страстность и особая сокровенная любовь к демону, как мучительная привязанность к падшим духам, и желание утвердить себя через продолжающийся мятеж против Бога.

3) На телесном уровне первородный грех произвел тленность и смертность. Христос искупил нас от первородного и личных грехов. В метафизическом плане мы больше не рабы демона: Бог принял на себя наказание за человеческие грехи, соединив в этом любовь и правосудие. Человек перестал быть обреченным на гибель, а ад – его неизбежной перспективой.

Искупление возвратило человеку благодать – силу, способствующую совершению добра и борьбы с грехом.

В отношении тела искупление связано с будущим воскресением и преображением человеческой природы. Человек впал в грех, но не так, как диавол. Падший ангел – это духовный и нравственный труп, это сплошное зло, для которого невозможно покаяние, это уголь, в котором нет искры, чтобы воспламенить его.

Перед человеком всегда выбор между добром и злом, и благодать Божия, не делая принуждения в этом выборе, помогает человеку творить добро. Язычники, хотя не имели средств к богообщению, но не были лишены возможности творить добро. Лучшие из язычников, как, например, философы Эпиктет, Цицерон, Сенека и другие, хотя и не знали истинного Бога, но способствовали будущей проповеди Евангелия, и если они не могут быть в вечности с Богом, то не будут лишены по правосудию некоторого утешения (хотя славы Божией не увидят). Некоторые языческие поэты, как Вергилий, и загадочные прорицательницы сивиллы, говорили о пришествии на землю Спасителя, так что крупицы добра рассыпаны по всей земле, как крупицы золота в ее недрах. Даже у святых – Василия Великого и Григория Богослова – есть указания о том, какие примеры могут взять юноши из жизнеописания добродетельных язычников. Поэтому первородный грех – это тяжелая болезнь, но еще не смерть и гибель.

Вы правы, что зло накопляется в мире и будет проявляться не только во взаимоотношениях между людьми, но и в виде стихийных и даже космических бедствий. Однако, до Второго Пришествия Христа на землю добро не перестанет существовать и среди людей будут спасающиеся.

Мне кажется, что ваш приговор над человечеством слишком ригористичен и односторонен. Откуда вы знаете, кем станут ваши дети? Может быть, они будут противостоять растленному духу мира и пойдут за Христом? Уныние и безнадежность – это грехи, которые должны быть не свойственны христианам. Господь сказал о Своем пришествии, что двое будут в поле: один возьмется, другой останется; двое будут в одном доме: один возьмется, другой останется.

Поэтому христианин не имеет право вмешиваться в промысл Божий и заявлять, что произойдет в будущем. Господь сказал, что перед концом мира будет то же, что было перед началом потопа: люди будут жениться и выходить замуж и т.д.

Надо сказать, что существовали и существуют фанатичные секты, которые говорят, что в наше время брак – это зло, так как будущие дети будут обречены на погибель. Церковь всегда относилась к таким учениям с категоричным отрицанием. Давайте посмотрим на этот вопрос еще с другой точки зрения. Не все могут вести монашеский образ жизнь, а страсти действуют во всех. Если не иметь детей, то, что же делать людям? Заниматься развратом или убивать детей во чреве, чтобы их не похитил антихрист и не сожрал демон? Но ведь это апология аборта. Надо благодарить Бога за дар жизни, хотя и не все правильно пользуются этим даром. Желаю, чтобы в вашем потомстве родились бы ваши молитвенники.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили