Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[12/07/2012] Александр спрашивает:
1) На Страшном суде будет окончательно завершен процесс становления и самоопределения личности. На нем произойдет своего рода подведение итога не только земного, но и посмертного духовного пути человека, то есть всего его бытия в состоянии падения. Здесь перед лицом любви Божией каждый воскресший человек произнесет свое окончательное «да» или «нет» Богу. Вот почему этот Суд страшен, а не потому, что на нем Господь, забыв любовь, будет судить деяния человеческие «по всей справедливости». (Отрывок из книги).
2) Всеобщее воскресение, убежден св. Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников, – восклицает он?
Отец Рафаил, как Вы лично относитесь к выше приведенным двум отрывкам из книги профессора Осипова А.??? Ведь написано же в Святом Евангелие: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его..."
3) Как вы относитесь к книге: видение Григория, Страшного Суда Христова. Могли ли ее испортить еретики???
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр!
1-2. Мое отношение к приведенным вами цитатам и самой книге могу выразить в следующих строках:
«Надо жить, не тужить,
Бога не бояться.
Можно на земле грешить,
А в аду спасаться».
Дан догмат веселый сей,
Руководством для детей.
3. Видение инока Григория отражает вполне православное учение, и является ценным свидетельством Церкви о загробном мире и Страшном суде; только надо учесть специфику языка данного повествования.
Насчет антропоморфных образов и изречений, относящихся к Божеству и духовному миру и о том, как правильно понимать их, советую прочитать у святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» 11-ую главу первой книги.
|