Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[20/07/2012] Давид спрашивает:
Благословите, Отче
1. Прошу Вас, объясните смысл слов преп. Симеона Нового Богослова: «Духа Святого не приемлет никто без того, чтоб Дух не открывался и не зрим был умными очами…» «Тщетно именуется христианином тот, кто не имеет в себе благодати Христовой ощутительно, то есть так, чтоб опытно знал, что имеет в себе таковую благодать…» «Если же кто станет говорить, что каждый из нас, верующих, получил и имеет Духа, хотя не сознает и не чувствует того, таковый богохульствует».
2. Св. Феофан Затворник учит, что если будем часто причащаться и настроиться так чтобы «быть странниками, все обращать во славу Божию и свое спасение и блюсти совесть свою чистою», то «Господь не только неотлучно пребудет в нас, но часто будет давать и ощущать Себя».
Если христианин достигнет такого счастливого состояния, то как при этом сможет исполнить совет св. Игнатия - в чувстве сердца быть «подобным ввергнутому до конца жизни в темницу, подобным прокаженному, изгнанному вне стана».? И как возможно при явном ощущении внутри себя Господа, считать себя безблагодатным или далеким от Господа?
С уважением, Давид
Архимандрит Рафаил отвечает:
Давид!
1. Преподобный Симеон Богослов описывает благодатные состояния, которые испытал сам лично. Он пишет о явлениях ему Христа, об излияниях Духа Святого, когда не только душа, но и тело наполняются и освящаются благодатью. Но обратите внимание, с каким смирением он отзывается о себе: чем больше Господь давал ему благодати, тем более преподобный Симеон смирялся и обличал себя во всевозможных грехах; чем ярче озарял его божественный свет, тем ниже он склонялся перед Богом и людьми и считал себя недостойным даров Божиих.
Теперь другое время: люди больны гордыней и тщеславием. Если бы мы явственно ощущали благодать, то вознеслись бы в своих мечтах выше облаков, дары Божии приписали бы своим личным достоинствам и канонизировали бы сами себя как святых. Поэтому Господь, по милости Своей, ведет нас другим путем.
Мы получаем благодать, но скрытно, чтобы не потерять ее через гордость и превозношение. Поэтому будем благодарить Бога за то, что Он давал святым переживать небесную радость благодати, и видеть уже на земле свое преображение, а нас лишил этих стостяний, зная, как мы возгордимся, и дары Божии припишем себе. Поэтому не будем испытывать промысла Божьего и искать противоречий в словах святых отцов. Лучше скажем: Слава Богу за все.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|