Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 219
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[20/07/2012] Давид спрашивает:

Благословите, Отче

1. Прошу Вас, объясните смысл слов преп. Симеона Нового Богослова: «Духа Святого не приемлет никто без того, чтоб Дух не открывался и не зрим был умными очами…» «Тщетно именуется христианином тот, кто не имеет в себе благодати Христовой ощутительно, то есть так, чтоб опытно знал, что имеет в себе таковую благодать…» «Если же кто станет говорить, что каждый из нас, верующих, получил и имеет Духа, хотя не сознает и не чувствует того, таковый богохульствует».

2. Св. Феофан Затворник учит, что если будем часто причащаться и настроиться так чтобы «быть странниками, все обращать во славу Божию и свое спасение и блюсти совесть свою чистою», то «Господь не только неотлучно пребудет в нас, но часто будет давать и ощущать Себя».

Если христианин достигнет такого счастливого состояния, то как при этом сможет исполнить совет св. Игнатия - в чувстве сердца быть «подобным ввергнутому до конца жизни в темницу, подобным прокаженному, изгнанному вне стана».? И как возможно при явном ощущении внутри себя Господа, считать себя безблагодатным или далеким от Господа?

С уважением, Давид


Архимандрит Рафаил отвечает:

Давид!

1. Преподобный Симеон Богослов описывает благодатные состояния, которые испытал сам лично. Он пишет о явлениях ему Христа, об излияниях Духа Святого, когда не только душа, но и тело наполняются и освящаются благодатью. Но обратите внимание, с каким смирением он отзывается о себе: чем больше Господь давал ему благодати, тем более преподобный Симеон смирялся и обличал себя во всевозможных грехах; чем ярче озарял его божественный свет, тем ниже он склонялся перед Богом и людьми и считал себя недостойным даров Божиих.

Теперь другое время: люди больны гордыней и тщеславием. Если бы мы явственно ощущали благодать, то вознеслись бы в своих мечтах выше облаков, дары Божии приписали бы своим личным достоинствам и канонизировали бы сами себя как святых. Поэтому Господь, по милости Своей, ведет нас другим путем.

Мы получаем благодать, но скрытно, чтобы не потерять ее через гордость и превозношение. Поэтому будем благодарить Бога за то, что Он давал святым переживать небесную радость благодати, и видеть уже на земле свое преображение, а нас лишил этих стостяний, зная, как мы возгордимся, и дары Божии припишем себе. Поэтому не будем испытывать промысла Божьего и искать противоречий в словах святых отцов. Лучше скажем: Слава Богу за все.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили