Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[20/07/2012] Сергей спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил! Благословите!
Отец Рафаил скажите, пожалуйста: В повседневной жизни, принимая какой-нибудь святоотеческий совет, современные благочестивые советы или приводя на память чей-нибудь назидательный, мужественный поступок , как можно правильно оценивать лично себя: где дерзость, а где дерзновение.
Когда в душе хоть чуть-чуть появляется внутренняя свобода, то через некоторое время приходят мысли, что мол сильно-то и нельзя вольничать, что лучше отказаться от этой вольности в выборе, иначе свобода может превратиться в вольность.
Каковы признаки мнимого смирения в душе?
Отец Рафаил, дай Бог вам здравия! Спаси и сохрани вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей! Дерзость и дерзновение – различные свойства характера; в некотором смысле они антиподы. Дерзость – порождение гордости, раздутого самолюбия, переоценка собственных сил и неуважение к другим людям. Дерзость это агрессивное хамство и безрассудность, за которую человек часто расплачивается потерей друзей, распадом семьи, а иногда даже жизнью.
Для дерзкого человека нет ни авторитета, ни чинов, ни светской власти, ни духовной иерархии. Дерзкий человек перманентный бунтарь и революционер. Если дерзость соединена с отвагой, то она переходит в неистовство, а если с трусостью, – то в деспотизм по отношению тех, кто слабее. Дерзость – это дикая форма общения с людьми, при фанатичной уверенности в своих мнимых достоинствах и правоте.
Дерзновение, напротив, имеет нравственный характер: это стойкость при защите своей идеи – не своей личности, не своих амбиций, а убеждений. Поэтому дерзновение часто имеет жертвенный характер. Дерзновение, соединенное с рассудительностью, превращается в мужество.
Насчет мнимого смирения. Это – гордость, вывернутая наизнанку. Человек становится артистом смирения. Он играет в смирение, как в вызубренную роль на сцене; он жаждет, чтобы его хвалили за смирение, как рукоплещут артисту.
Ложное смирение проявляется в смиренословии и низкопоклонничестве. Старцы говорили, что смирение должно быть сокровенно, как и другие добродетели. В ложном смирении соединены лицемерие и тщеславие, оно представляет собой трудно исцеляемый вид гордыни. Образно говоря, ложное смирение – это непробиваемый панцирь на теле крокодила.
Чтобы отличить свободу во Христе от своеволия, надо очищать свой ум и сердце от страстей и стяжать дух покаяния. Смиренный видит свои грехи и достоинства других. К духовной свободе быстрее всего приводит послушание. Поэтому советую вам найти опытного руководителя и слушаться его. Тогда вы будете во многом гарантированны от ошибок, которые неизбежны при страстности ума.
Должен отметить, что в духовной свободе присутствуют любовь, покой и ясность мысли; а в своеволии – мечтательность, постоянная перемена настроений, чувство неопределенной тревоги и мутность сознания.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|