Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[20/07/2012] Сергей спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил! Благословите!

Отец Рафаил скажите, пожалуйста: В повседневной жизни, принимая какой-нибудь святоотеческий совет, современные благочестивые советы или приводя на память чей-нибудь назидательный, мужественный поступок , как можно правильно оценивать лично себя: где дерзость, а где дерзновение.

Когда в душе хоть чуть-чуть появляется внутренняя свобода, то через некоторое время приходят мысли, что мол сильно-то и нельзя вольничать, что лучше отказаться от этой вольности в выборе, иначе свобода может превратиться в вольность.

Каковы признаки мнимого смирения в душе?

Отец Рафаил, дай Бог вам здравия! Спаси и сохрани вас Господи!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергей! Дерзость и дерзновение – различные свойства характера; в некотором смысле они антиподы. Дерзость – порождение гордости, раздутого самолюбия, переоценка собственных сил и неуважение к другим людям. Дерзость это агрессивное хамство и безрассудность, за которую человек часто расплачивается потерей друзей, распадом семьи, а иногда даже жизнью.

Для дерзкого человека нет ни авторитета, ни чинов, ни светской власти, ни духовной иерархии. Дерзкий человек перманентный бунтарь и революционер. Если дерзость соединена с отвагой, то она переходит в неистовство, а если с трусостью, – то в деспотизм по отношению тех, кто слабее. Дерзость – это дикая форма общения с людьми, при фанатичной уверенности в своих мнимых достоинствах и правоте.

Дерзновение, напротив, имеет нравственный характер: это стойкость при защите своей идеи – не своей личности, не своих амбиций, а убеждений. Поэтому дерзновение часто имеет жертвенный характер. Дерзновение, соединенное с рассудительностью, превращается в мужество.

Насчет мнимого смирения. Это – гордость, вывернутая наизнанку. Человек становится артистом смирения. Он играет в смирение, как в вызубренную роль на сцене; он жаждет, чтобы его хвалили за смирение, как рукоплещут артисту.

Ложное смирение проявляется в смиренословии и низкопоклонничестве. Старцы говорили, что смирение должно быть сокровенно, как и другие добродетели. В ложном смирении соединены лицемерие и тщеславие, оно представляет собой трудно исцеляемый вид гордыни. Образно говоря, ложное смирение – это непробиваемый панцирь на теле крокодила.

Чтобы отличить свободу во Христе от своеволия, надо очищать свой ум и сердце от страстей и стяжать дух покаяния. Смиренный видит свои грехи и достоинства других. К духовной свободе быстрее всего приводит послушание. Поэтому советую вам найти опытного руководителя и слушаться его. Тогда вы будете во многом гарантированны от ошибок, которые неизбежны при страстности ума.

Должен отметить, что в духовной свободе присутствуют любовь, покой и ясность мысли; а в своеволии – мечтательность, постоянная перемена настроений, чувство неопределенной тревоги и мутность сознания.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили