Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 220
Вопросы и ответы 5675
Православный календарь
Книги 43
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Православный календарь 2016. Руководство в духовной жизниПравославный календарь 2016. Руководство в духовной жизни

Книга архимандрита Рафаила Врачевство духовное. Ответы на вопросы читателейВрачевство духовное. Ответы на вопросы читателей

Книга архимандрита Рафаила Православие и соблазны мира сегоПравославие и соблазны мира сего

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[07/07/2012] Вячеслав спрашивает:

Отец Рафаил, благословите.

Отец Даниил Сысоев в одной из своих лекций (о миссии, миссионерстве) говорил о наградах за миссию. Приводил цитату из послания апостола Иакова (5:20 - обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов), то есть первая мотивировка миссионерства - сугубое прощение грехов (миссионеру).

Вторая мотивировка - награда. О. Даниил говорил про плод - 100 кратный (получают те, кто после крещения сохранил девство), 60 кратный - честные вдовы, 30 кратный - женатые. То есть большинство из христиан не могут получить 100 кратный плод в Царстии Небесном (большинство в семьях или девство не сохранили). Но, как говорит Амвросий Медиоланский у Бога награды суммируются. То есть, женатый христианин (30 кратный) + обращающий людей ко Христу (100 крат), итого 130 (не говоря о делах милосердия, поношения за имя Христа), больше монаха.

Вот здесь и мой основной вопрос. Я всегда думал, что больше монаха никто не получит. Тут и святых отцов вспоминаю, где сравнивают монаха с приближенными царя, а тех кто делает дела милосердия с его слугами (как бы руки). И то как равноапостальный Константин явился Пахомию Великому.

А если монах ещё и был женат до пострига? У него нет возможности получить больше награды? Простите меня за мою "бухгалтерию", но для меня это очень важно. Может ли монах (самый обыкновенный, не священствующий) получить большую награду? И правда ли что при постриге прощаются все грехи, как при крещении?


Ещё у Иоанна Тобольского в книге "Царский путь креста Господня" приводится одно видение - кто-то видел монахов в раю, сначала шли монахи с крестами на спине и им было тяжело, потом монахи которым было легко нести кресты, а в конце монахи за которых кресты несли ангелы.

Объяснение - сначала те кто пошел в монастырь в старости, в середине - в средние года, а в конце те кто всю жизнь посвятил Богу в монашеском чине. А я думал, что и тот кто с утра работает и тот кто только вечером потрудился получили одинаковую награду, разве нет?

И второй вопрос. Я хочу стать монахом, спрашивал у старца (протоиерей Иоанна Миронова) есть ли воля Божия на это? О. Иоанн сказал, что рано, молод ещё (тогда был 21, сейчас 22).

Я так понял, что хотя бы в 25 надо идти. При этом я единственный ребенок в семье, и помогаю пожилой бабушке (гуляю с собакой, читаю Евангелие), но знаю что если стану монахом то Господь позаботиться о всех моих родных. Но у Иоанна Лествечника написано, что если почувствовал зов в монастырь то не откладывай (точно не помню, уверен - Вы лучше знаете). Как мне всё это соотнести?

Простите за моё многословие, но ещё вопрос. О. Даниил сказал, что тот кто стал на путь миссионерства не может свернуть назад, иначе он ответит перед Богом за зарытый талант. Можно ли мне заняться миссией до ухода в монастырь в этом случае? Не спросит ли с меня Господь за то, что я перестал заниматься миссией и ушел в монастырь?

Прошу Вашего совета, Вашей оценки моей ситуации и молитв чтобы Господь вразумил меня, и если есть на то воля Божия, чтобы мне скорее стать монахом.

Благодарю Вас за Ваши труды.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Вячеслав! Награда от Бога – это благодать, даруемая в той степени, в которой человек может вместить ее. Награду определяют не внешние поступки, а состояние человеческой души. Внешние дела это только обнаруживание и проявление того потенциала добра и зла, который стяжал человек.

Только Господь, проницающий глубины сердца, знает духовную меру человека. Один и тот же поступок, совершенный с различными побуждениями и намерениями, имеет различную ценность. Я уважаю о. Даниила Сысоева за его бескомпромиссность, увенчанную мученической смертью, но с некоторыми его мнениями я согласиться не могу, в том числе с той оценочной таблицей, которую привели вы.

В Православной Церкви не существовала и не существует таблицы, где за каждое доброе дело следует определенная награда (что напоминает индульгенции). Преподобный Исаак Сирский, сравнивая монахов с ближайшими друзьями Царя, подразумевает внутреннюю, неразделимую, всепоглощающую любовь к Богу.

В Евангелии сказано: «Вот мы, оставили все и вслед Тебе идем». В этом внутреннем самоотвержении, в этой концентрации триединых душевных сил на молитве и памяти о Боге, когда Бог становится полнотой жизни, заключается главный монашеский подвиг. Но, в тоже время, нравственное падение монаха может быть ниже, чем мирянина. Прославляя святых мы прославляем, прежде всего, благодать Божию, освятившую их, а затем личный подвиг; но этот подвиг имеет более внутренний характер, поэтому не нам судить о его высоте и глубине.

Насчет слов святителя Иоанна Тобольского могу сказать, что это определенный образ, как бы иллюстрация его мыслей, а именно, молодому ростку легко придать нужную форму; уже отвердевшая ветвь сгибается труднее, а старое дерево становится подобной кости: выправить его можно, но для этого нужно приложить много усилий, что сопряжено с болью. К старости переменить себя труднее, чем в юные годы, но при помощи благодати возможно и это.

2. Я считаю, что протоиерей Иоанн Миронов дал вполне разумный ответ: проверить себя и убедиться, что монашество – ваш путь, более того, ваш единственный путь. Попробуйте пока что в миру жить по-монашески: отказаться от зрелищ, светской страстной литературы, мирских разговоров, дружбы с теми людьми, которые могут повредить вашему духовному состоянию и т.д. А затем будет видно.

3. Для проповедничества необходимо стяжать благодать Божию. По словам святителя Димитрия Ростовского, проповедник, который, не научив себя, учит других, - похож на гром, который гремит, а дождь не идет и земля, жаждущая влаги, остается сухой. Проповедь без личной благодати проповедника, которая действует на сердца людей, скоро забывается, как написанное на песке. Монах, стяжавший благодать уже миссионер; он проповедует силой молитвы и примером своей жизни. А если к этому еще прибавляется священный сан и дар слова, то становится настоящим проповедником.

Призываю на вас Божие благословение. Дай, Господи, выбрать вам правильный путь. Взаимно прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2017 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили 

Источник: http://www.clubrate.ru/maska.html.