Вопросы и ответы: О молитве
[27/06/2012] Фотиния спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! Для меня очень тяжело иногда сосредоточиться на молитве, ничего одновременно другого не делая. Особенно тяжело читать длинные молитвы. Если при этом что-то делаешь – тоже рассеиваешься, но это кажется более естественным (как прерывающаяся беседа).
Поэтому чаще всего правило выполняется на бегу, в дороге, за мытьем посуды и т.п. Так у меня хоть чуть-чуть сохраняется ощущение молитвы. Вообще заметила, что при наличии не очень больших помех мне легче молится, чем при идеальных условиях. И еще настораживает мое неправильное отношение к Пресвятой Богородице, иконам, храму. Хотя внешне я вполне воцерковленный человек. Я знаю, какие я чувства должна испытывать. Но в себе я их, практически, не нахожу.
Прошу Ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Фотиния! Я считаю, что вы серьезно не задумывались над смыслом молитв и поэтому они кажутся вам чужими, или, если позволите сказать, неинтересными. Я советую вам в свободное время взять молитвенник и вникнуть в смысл молитв и объяснить их себе самой. Если встретится затруднение со славянским языком, то вернитесь к этому месту позже.
Расскажите сама себе о содержании молитвы, о чем вы просите Бога, на что надеетесь, что ожидаете. Опасайтесь механического произношения молитвы; оно может перейти в укоренившуюся привычку, с которой потом нелегко справиться. Молитва между делом может стать прятаньем от молитвы. Нам благословляли во время дела повторять краткие молитвы из нескольких слов.
При идеальных условиях молитвы (я пользуюсь вашим выражением) вы подсознательно требуете от себя большего внимания, а это трудно. Легче расслабиться в молитве между делом. Марксизм учит, что количество переходит в качество – это порочная диалектика. В молитве иной принцип: меньше, да лучше. Если вы в какой-то мере приобретете внимательную молитву, то надеюсь, что за этим разрешатся и другие проблемы.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|