Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[21/06/2012] Евгений спрашивает:
Ув. о.Рафаил, благословите! Как правильно понимать место из Писания, где Господь наш Иисус Христос говорит чтобы мы на земле никого не называли отцами, наставниками и учителями? Ведь ап. Павел называет себя отцом и в его и не только в его посланиях называются учителями и наставниками достойные этого звания христиане.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Евгений! Одно и тоже слово в зависимости от контекста может иметь различное семантическое содержание. В данном случае Господь употребил слова «отец», «наставник» и «учитель» в прямом и абсолютном смысле этих слов. Бог в отношении к человеку – Творец по Своему могуществу и Отец по любви.
Плотские родители являются орудиями, через которых Господь творит новые жизни на земле; через низ созидается тело ребенка. Поэтому в отношении к родителям слово «отец» приобретает несколько относительный смысл: он соучастник в отечестве, но сам по себе создать и дать жизнь другому не может. Кроме плотского рождения существует духовное рождение – приобщение человека к евангельскому учению и освящение Таинствами Церкви; само крещение названо «вторым рождением». В этом отношении апостол Павел называет себя отцом. Духовное рождение необходимо для вечной жизни, поэтому оно не менее важно, чем плотское.
Полнота истины заключается в Иисусе Христе и Его учении. Бог, открывший Себя людям, – высший Учитель и Наставник. Духовные учителя и наставники те, кто проповедают и учат слову Божию, а не выступают в роли учителей с собственными учениями, несогласными с учением Христа. Такие люди – лжеучители лженаставники; Господь назвал их духовными ворами и разбойниками. Церковь продолжает миссию Христа на земле, поэтому священнослужители носят имя отцов, учителей и наставников.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|