Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[19/06/2012] р.Б. Людмила спрашивает:

О.Рафаил, благословите.

1. «Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное»
Где же мы будем очищаться, если не очистимся в этой жизни? Будем томиться и ждать помощи Церкви?

2. Я учусь на православных курсах. Очень много полезной информации. Но отнимает все силы и время. Я стала не так категорична в суждениях, на многое смотрю другими глазами.
Но и себе стала многое прощать. Чувствую, что в духовной жизни потеряла.

Раньше я больше молилась и видела, что дает молитва. А сейчас читаю, читаю то, что нужно по программе . А молитва – только «Господи, помилуй», да «Господи прости», да «Помоги, Господи».

Иногда хочется все бросить, борет мысль, что растеряю все, что накопила раньше. Но заставляю себя довести дело до конца. Нужно ли это образование, если оно съедает все силы?

3. Почему раньше святые Отцы так строго высказывались против общения с еретиками, а теперь народ видит общение наших иерархов с монофизитами, иудеями и т.д. Ведь нет никакой необходимости зажигать ханукальные свечи, допускать их в наши Храмы и принимать от них поздравления, лобызаться с ними как с лучшими друзьями. Зачем все это делать так демонстративно? У них больше любви, чем у святых Отцов?

4. Как при этом не впадать в осуждение? Что отвечать людям, когда всеми своими действиями наши иерархи показывают, что в каждой религии есть истина. Слова о том, что Истина – Одна – это теперь экстремизм. Так говорить сейчас нельзя. Так хотя бы действиями бы своими не смущали православных.

5. На Причастии батюшка назвал меня другим именем. Я испугалась, сказала громко свое имя. Напугала батюшку, он сказал, что мог бы выронить Святые Дары, что не нужно так переживать – Бог знает – кого Он причащает. Как быть, если такое случается?

Простите, батюшка. Помолитесь за меня и мою семью. Ни мать, ни муж, ни сын не хотят слышать о Боге. Помощи Вам Божией! Р.Б. Людмила.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Людмила!

1. Все мы рождаемся с уже поврежденной грехом природой. Грех это тяжелое наследие, которое генетически передается от нашего праотца Адама его потомкам. Первородный грех обрастает нашими личными грехами, как ком снега, который катится с горы. Но не надо унывать: в деле спасения главное – произволение человека, его борьба с грехом и покаяние.

Нечистота души это примирение с грехом, уступка ему, соединение воли с ним. Если мы не хотим греха, противостоим ему по мере сил, боремся с ним, грешим, падаем и восстаем снова, - то наше положение еще не гибельное. Покаяние в грехах уже дистанцирует нашу волю от них. Если в таком состоянии смерть застанет человека, то незавершенное восполнит благодать Божия.

Поэтому, даже для святых спасение – не только личный подвиг и заслуга, но также дар Божий. Для человека в духовной жизни самую большую опасность представляет невидение своих грехов, оправдание себя, самодовольство, отсутствие покаяния, омертвение совести, когда она не болит от совершаемых грехов.

Такое состояние похоже на нравственный паралич: человек не видит своего космического врага – демона, не чувствует пагубность своих страстей, а когда явно грешит, то старается взвалить вину на окружающих его людей, на обстоятельствах, на все, что угодно – кроме себя самого. Вот это лицемерное самооправдание является губительной нечистотой и неисцеляемым недугом.

2. Следует осознать цель вашего учения на православных курсах: если вы хотите служить при храме, преподавать в школе, служить гидом для паломников и т.д. то духовное образование вам нужно – оно дает систему знаний, но расширять ее посредством самообразования необходимо.

Я не хочу отвергать огульно современное богословие, которое дало немало ценных работ и исследований. Но, к сожалению, к пшенице примешаны плевелы и чтобы отличить их надо знать классическое богословие, особенно авторов 19-го столетия; однако нужно помнить, что никакие книги не заменят молитву.

3. Современное искусство, литература, массовая информация и т.д. проникнуты духом либерализма. Человек облучен этими радиационными лучами уже с детства. Дух мира и дух Христа все более отдаляются друг от друга, не только отдаляются, но вступают в вопиющие противоречия. Светское искусство, техническая цивилизация, то, что называется культурой, - это душевная деятельность человека, которая, как узурпатор, захватывает ту область, которая принадлежит духу и вере.

Современный православный человек может получить обширную информацию, в том числе и по религиозным вопросам, но информацию, засоренную индивидуализмом, субъективизмом и модернизмом, то есть противоречивую. Здесь происходит постепенное понижение духовного уровня. Та часть населения, которая называлась «простым народом», уже не простой народ: люди потеряли свою простоту перед экранами телевизоров и компьютеров; они получают инъекцию аморализма в весьма значительных дозах, более легко смотрят на грех, у них пропадает чувство благоговения перед святыней и ответственность за собственную душу.

Верующих убеждают, что Бог это всецелая Любовь и в конце концов сравняет грешников с праведниками и всех спасет. Практически это означает дать зеленый свет на грех. В этом отношении со стороны модернистов делалось и делается много ухищрений и уловок. Апология зла под видом любви – сеть, в которую закутывают человека. Недостаточно воцерковленным людям внушается мысль о том, что все религии имеют в себе зерна истины и человека спасает не Христос, а частицы этой истины, которые можно найти везде и спастись ими. Наряду с этим внушается, что христианская мораль была хороша для определенного исторического периода, а теперь она устарела и христианство должно получить новые интерпретации.

Эти интерпретации активно проповедуются, но на самом деле, в них можно найти все, что угодно, кроме самого христианства. Тем, кто хочет сохранить истинное Православие в его чистоте, приходится преодолевать много внутренних и внешних преград, в том числе боязнь – прослыть фанатиками, конфессиональными гордецами, обскурантами, и чуть ли не человеконенавистниками, то есть вступить в жестокую борьбу с духом этого языческого мира.

Немало тех, кто, считая себя православными традиционалистами, предпочитают молчать «страха ради европейского». Почему святые отцы запрещали духовное общение с еретиками?

Потому что святость отцов давала им способность различения духов, и они не только понимали умом, но и чувствовали сердцем демоническое поле ереси. Образно говоря, они могли отличать духовную истину от духовной лжи не только на уровне богословских понятий, но глубиной духовных интуиций. Как раз эта способность теряется у современного человека.

Теперь даже слово «мистика», то есть чувство тайны, интуитивное проникновение в духовный мир, принимает негативный характер. Если сердце – орган веры – перестало понимать различия между духом Православия и духом ереси, то попытками одного рассудка трудно доказать уникальность и истину Православия. Вера не доказывается одним рационалистическим путем, - а орудием современного мышления преимущественно является рационализм.

Либерализм и рационализм, соединенные вместе, размывают границы между Православием и инославием, и модернисты, подсознательно или целенаправленно, разрушают ограду Церкви.

4. Что надо ответить людям, которые соблазняются контактами священнослужителей с инославными? Надо сказать, что в Православной Церкви не существует постановлений и законов, которые говорили бы о том, что спастись можно во всех религиях.

Постановления, запрещающие молиться вместе с еретиками, не отменены и никем отменяться не могут, так как высшей власти, чем Вселенский Собор – не существует. А если какой нибудь будущий собор войдет в противоречие с предыдущими соборами, то он не будет признан законным и рецептирован Вселенской Церковью. Если кто из священнослужителей отклоняется от церковных канонов, то он сам лично отвечает за это, а Церковь остается святой и благодатной.

5. Насчет имени не беспокойтесь. Если священник не назвал или перепутал ваше имя, то таинство все равно совершилось. В истории Церкви были преподобные жены, которые под видом евнухов проживали в мужских монастырях и причащались под мужскими именами. Если священник допустит ошибку, то надо отнестись к этому спокойно: демон хочет через это возмутить и расстроить причастника. В храме делать замечание священнику не следует. Если необходимо, то надо поговорить с ним после богослужения, один на один.

Если ваши родные не хотят слышать о Боге, то не надо говорить им о вере, а набраться терпения и молиться за них. Видно ваш супруг не такой уж безбожник, если разрешает вам учиться на богословских курсах, что по вашим словам отнимает много времени. Поэтому, надейтесь и ждите.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили