Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[20/06/2012] David спрашивает:

Благословите дорогой отец Рафаил!

В книге о.Лазаря (Абашидзе) "о тайных недугах души", есть глава "Полезно ли начинающему христианину учить ближних делам веры", в ней он приводит высказывания святых отцов из "Отечника" и из других книг и писем Святителя Игнатия:

Один старец сказал: "Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму"

Авва Пимен Великий: "Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его"

Авва Исаия сказал: "Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него"

Он же: "Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего"

"Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума"

"Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом..." и др..

Скажите что вы думаете по этому поводу, что бы учить и говорить о духовном своим ближним( родственникам друзьям и тд..) если кто то из них не верующий а кто то вроде бы и верит но не углубляется не понимает,или придумывает какую то отсебятину,верит в какие то "приметы" какие то"около церковные суеверия" ничего общего с православием не имеющего и самое плохое что распространяет это, среди таких же легковерных, которые даже не мыслят проверить эти ложные убеждения.

Ведь хочется таким людям объяснить,сказать не свою точку зрения, а то что прочли у святых отцов, то что услышал на проповеди в храме, то что говорят священники.Ведь небольшая помощь может открыть глаза человеку и он может взглянуть на православие уже по другому,и увидит свои ошибки..Я понимаю что святые отцы предостерегали, дабы человек не впал в гордость "вот теперь я знаю многие правильные вещи, а этот несчастный не знает,я должен его вразумить",- естественно это грубый пример, ведь прелесть действует тонко и незаметно.Но если мы не будем распространять слово Божье, то люди могут и никогда не понять своих ошибок и никогда не задуматься об этом.

Я полностью согласен со святыми отцами и знаю что я навряд ли достигну такого совершенства, что бы бесстрастно учить других,но в то же время больно видеть как люди ошибаются(делают те же ошибки что и я) и хочется донести до них то малое,что сам узнал.Возможно ли не разрушить свой дом, но и помочь ближнему?

2.Читая вашу книгу "На пути из времени в вечность", в главе "Путь Первосвятителя", когда вы спросили Патриарха Ефрема о том случае когда к нему пришли монахи из Драндского монастыря, Патриарх оветил: "У драндских монахов были окладистые широкие бороды до пояса.Таких борол я раньше не видел нигде". Я никак не могу понять что имел ввиду Патриарх сказав это, поясните пожалуйста.

Благодарю за ответы и прошу ваших молитв..


Архимандрит Рафаил отвечает:

Давид!

1. Апостол Иаков пишет: «Не многие делайтесь учителями», так как учить других – ответственное дело: из-за допущенные ошибки человек будет держать ответ. Но апостол Павел, обращаясь к христианам, живущим среди язычников, говорит, что вопрошающему надо дать ответ.

Поэтому не следует быть самовольными учителями, по словам Григория Богослова «Вспрыгивать на учительское кресло». Но если люди действительно интересуются Православием и спрашивают вас, то следует, помолившись Богу, ответить им, но не тоном учителя, а брата, который нашел в Церкви и Православии истину. Если же вам станут возражать, то прервите разговор или перемните тему. Спорить с человеком, не имеющим религиозного чувства, - это духовно разорять себя.

Что же касается духовной гордости, которая подталкивает учить других, то укажу на некоторые ее проявления и свойства. Это: когда мы говорим с людьми тоном учителя начальной школы; когда повторяем несколько раз одно и тоже, будто хотим забить гвоздь в голову человека; когда оскорбляемся и раздражаемся, если нам возражают; когда говорим не по существу вопроса, а переходим на личности; когда ввязываемся в споры, горячимся, допускаем резкости или насмешки, намекая, что наш собеседник в сравнении с нами глупец и невежда.

Есть притча: «Человек увяз в болоте по колено; другой хотел помочь ему, но сделал так, что тот погрузился в трясину по шею». Говорить о вере с человеком можно тогда, когда мы чувствуем любовь к нему, а не желание настоять на своих словах или блеснуть знаниями; когда мы считаем в глубине сердца себя более грешными и недостойными, чем он. Надо обязательно перед беседой кратко помолиться Богу, чтобы Он дал нам нужное слово, а у собеседника открыл сердце. Надо проверить, в каком состоянии находится наше сердце: если там раздражение или гнев, то лучше сначала помолчать и успокоить себя.

Надо помнить, что на человека действует не только слово, но интонация голоса, манера, с которой мы говорим, а самое главное, просите за грубое выражение, - то, чем мы пахнем. Надо стараться стяжать благодать Божию, – тогда наши слова будут живыми и действенными, и мы сможем говорить от сердца к сердцу. В настоящее время много рассуждают о миссионерстве, однако часто упускают из вида, что слово Божие проповедуется посредством благодати и воспринимают его не все, а только те, кто чувствуют своим сердцем, что оно есть истина и жизнь.

Нужно помнить, что во время земной жизни Иисуса Христа не все, окружающие Его, приняли евангельское учение; многие остались равнодушными, а некоторые даже возненавидели Его. Если у человека окаменевшая душа, то слова бесполезны: сколько не поливай камень, он не зацветет.

Есть еще одна проблема. В храм заходят люди, которые не знают как вести себя и этим нарушают тишину и благочиние во время богослужения. Как следует поступать в таком случае? Надо не оскорбить человека, не оттолкнуть его, а с благожелательностью объяснить ему церковные правила и традиции. Когда мы впервые зашли в храм, тоже многого не понимали, и если бы нас тогда обругали или выгнали, то кто знает, захотелось бы нам снова прийти туда.

2. Патриарх Ефрем ответил мне шуткой, чтобы показать неуместность моего вопроса.

Взаимно прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили