Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[16/06/2012] Елена спрашивает:
Если почитать полный сборник церковных правил, принятых разными соборами, напр., составленный еп.Никодимом (Милошем) - то оказывается, что большую часть давно не выполняют, да это и невозможно. (Например, правило, по которому, если мать родила слабого ребенка и его пришлось крестить до сорокового дня, дитя надо отнять от матери, пока та не "очистится"...)
Как отличить правила, являющиеся обязательными от не являющихся таковыми, чтобы примером невыполняющихся правил не пользовались чтобы отменить необходимость следования Канонам вообще?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Надо отличать церковные правила, утвержденные на вселенских и поместных (канонических) соборах, от их интерпретаций, особенно позднейшего времени, которые могут быть назидательны, но не обязательны, удачными и ошибочными. В толковании епископа Никодима Милоша содержится немало субъективных мнений, не принятых полнотой Церкви.
Если вы обратитесь к первоисточнику – сборнику «Правила вселенских и поместных соборов и святых отцов», – то увидите, что указанного вами правила вообще не существует. Возможно, это какой-то местный обычай, который привел епископ Никодим. Вероучительными книгами Православия, принятой всей Церковью, являются: «Исповедание православной веры» святого Петра Могилы, «Ответы на вопросы англиканских богословов» - книга, основанная на послании Иерусалимского Патриарха Досифея, и «Пространный катехизис» святого Филарета, Митрополита Московского.
Первые две книги были утверждены на поместных соборах, а «Катехизис» святого Филарета принят Русской Церквью, как ее вероисповедальный образец, и переведен на все языки поместных православных церквей. Эти три книги являются маяками православного учения в море каноники, богословия и патристики. В них выкристаллизовано и кратко изложено Священное Предание Православной Церкви. Канонической книгой является также «Послания восточных патриархов» от 1848г. Эти книги прошли рецепцию, то есть согласие и одобрение всей полноты Церкви.
Современные модернисты, стремящиеся расшатать догматические основы Православия, нападают своими петушиными наскоками и криками на эти книги, которые стоят как крепость на их пути. Поэтому в настоящее время указанные книги служат пробным камнем Православия.
|