Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[27/05/2012] Андрей спрашивает:
Здравствуйте, батюшка Рафаил!
В катехизаторских беседах священник Евгений Горячев, объясняя 10 заповедей, говорит, что Господь, запретив лжесвидетельствовать на ближнего, позволяет в некоторых случаях лгать.
И приводит пример неправильного исполнения этой заповеди: когда во время войны некий крестьянин встретил в лесу раненого партизана, взял его к себе домой, лечил, кормил. Но когда пришли фашисты и спросили его о скрывающихся партизанах, то крестьянин спокойно выдал им спрятанного бойца. Когда тот спросил крестьянина, почему он так поступил, то селянин сказал, что он христианин и не может говорить неправду.
Поэтому, заключает священник, ради благого дела, например, чтобы спасти человека от опасности можно обмануть тех, кто эту опасность приносит.
А если, например мать спрячет своего сына, совершившего какой-либо проступок, и обманет полицию, сказав что не знает где он?
В каких случаях лож перестаёт быть грехом, и как тут рассудить?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Существует понятие коллизии обстоятельств. Это ситуация, в которой человек не может найти безгрешный выход и ему приходится избрать меньшее зло. Однако подобные случаи должны рассматриваться как исключения, не отменяющие заповеди о том, что христианин не должен лгать. Даже выбор меньшего зла остается грехом и свидетельствует о нашем несовершенстве.
Если бы мы жили правильно по воле Божией, то не попали бы в такие ситуации или Господь проявил бы чудо, чтобы избавить нас от необходимости хотя бы в малой лжи. Преподобный Варсонофий Палестинский на вопрос, можно ли сказать неправду, если правда обратится вредом и опасностью для какого нибудь человека, отметил, что допустимо сказать «не знаю».
Думаю, что в приведенных вами примерах, лучше было бы молчать или в крайнем случае сказать «не знаю».
Узаконение лжи во имя добра характерно для иезуитов, которые выбрали своим негласным девизом «Ложь оправдывает средства», но неприемлемо для православного сознания.
Помоги вам Господи.
|