Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[27/05/2012] Андрей спрашивает:

Здравствуйте, батюшка Рафаил!

В катехизаторских беседах священник Евгений Горячев, объясняя 10 заповедей, говорит, что Господь, запретив лжесвидетельствовать на ближнего, позволяет в некоторых случаях лгать.

И приводит пример неправильного исполнения этой заповеди: когда во время войны некий крестьянин встретил в лесу раненого партизана, взял его к себе домой, лечил, кормил. Но когда пришли фашисты и спросили его о скрывающихся партизанах, то крестьянин спокойно выдал им спрятанного бойца. Когда тот спросил крестьянина, почему он так поступил, то селянин сказал, что он христианин и не может говорить неправду.

Поэтому, заключает священник, ради благого дела, например, чтобы спасти человека от опасности можно обмануть тех, кто эту опасность приносит.

А если, например мать спрячет своего сына, совершившего какой-либо проступок, и обманет полицию, сказав что не знает где он?

В каких случаях лож перестаёт быть грехом, и как тут рассудить?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Существует понятие коллизии обстоятельств. Это ситуация, в которой человек не может найти безгрешный выход и ему приходится избрать меньшее зло. Однако подобные случаи должны рассматриваться как исключения, не отменяющие заповеди о том, что христианин не должен лгать. Даже выбор меньшего зла остается грехом и свидетельствует о нашем несовершенстве.

Если бы мы жили правильно по воле Божией, то не попали бы в такие ситуации или Господь проявил бы чудо, чтобы избавить нас от необходимости хотя бы в малой лжи. Преподобный Варсонофий Палестинский на вопрос, можно ли сказать неправду, если правда обратится вредом и опасностью для какого нибудь человека, отметил, что допустимо сказать «не знаю».

Думаю, что в приведенных вами примерах, лучше было бы молчать или в крайнем случае сказать «не знаю».

Узаконение лжи во имя добра характерно для иезуитов, которые выбрали своим негласным девизом «Ложь оправдывает средства», но неприемлемо для православного сознания.

Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили