Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[18/05/2012] Александра спрашивает:
Отец Рафаил,благословите!
Помогите, пожалуйста, понять эпизод из книги Судей, гл.19, ст.22-30, где говорится о смерти наложницы в Гиве Вениаминовой. Муж наложницы отдал ее на поругание и смерть, чтобы сохранить свою жизнь, а затем началась настоящая война, в которой погибло очень много людей, которые мстили за преступление жителей Гивы. Я не понимаю смысл этого события, кроме того, что жизнь и честь женщины ценилась много меньше, чем - мужчины.
Прошу Ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александра! Я хочу обратить ваше внимание на следующее. В этой истории были виновны все, хотя далеко не в одной степени, и разыгравшаяся трагедия оказалась общим наказанием. Первой согрешила жена левита, когда поссорилась с мужем, принадлежащим к священному племени потомков Левия, и ушла из своего дома, что явилось бесчестием для левита – служителя храма. Согрешил и левит, не послушав своего тестя, которого должен был чтить как отца.
Тесть предчувствовал, что с зятем и дочерью случится несчастье, если ночь застанет их в пути. Согрешил левит, брезгливо отказавшийся переночевать в городе Иевусеев только потому, что они иноплеменники и предпочел им род Вениамина, которого патриарх Иаков назвал «волком, ищущим добычу».
На Востоке высоко ценилось гостеприимство – это было одним из нравственных правил Ветхого Завета. Жители Гивы не оказали гостеприимство левиту и его спутникам. Только один старик из рода Ефрема ввел их в свой дом. Жители Гивы были развращенными людьми, и это послужило причиной их последующей кары и гибели города. Они, как древние содомиты, потребовали у хозяина выдать им гостя, чтобы осквернить его. Это перекликается с историей Лота и сожжением Содома.
Характерно, что жители Гивы не требовали слуг, сопровождавших левита, а именно левита, так как осквернение служителя храма было еще большим грехом, как бы удвоенным развратом, граничащим с богохульством. Хозяин дома, будучи благочестивым, разумеется, знал о погибели Содома и о том, как мерзок грех мужеложства пред Богом, и решил пожертвовать своей юной дочерью, чтобы отвратить этот вопиющий к небу грех.
Левит понял, чем жертвует хозяин и поэтому, чтобы не допустить такой жертвы (растление девушки) отдал свою наложницу, которую, судя по предыдущему повествованию, любил так, что поехал к тестю, чтобы вернуть ее в свой дом. Поэтому нельзя сказать, что левит сделал это из-за страха перед смертью. Здесь нечто более глубокое.
Почему левит разрезал на 12 частей тело своей жены и послал на суд к коленам Израиля? Чтобы из-за разврата, если он не будет наказан, а укоренится в народе, 12 колен Израилевых, лишившись помощи Божией, могут быть уничтожены врагами, рассечены так, как труп наложницы. Израиль действительно ужаснулся и 11 колен решили наказать развратных жителей Гив; но потомки Вениамина предпочли племенную солидарность правосудию, очевидно потому, что не только жители Гивы, но и других городов Вениамина были также развращены или, по крайней мере, снисходительно отнеслись к греху своих собратьев и не выдали их.
Началась война. Если бы Вениамин в первой же битве потерпел поражение, тогда ущерб, который он понес, был бы меньше. Две победы оказались для него роковыми. Весь Израиль поднялся на него и колено Вениамина было почти уничтожено, а Гива сожжена огнем и превращена в пепел. Ее участь оказалась подобной участи Содома.
Современному человеку трудно понять смысл этого повествования, так как он перестал ощущать метафизический ужас гомосексуализма и лесбиянства, как нарушения первой заповеди Божией, Который сотворил мужчину и женщину друг для друга и для продолжения человеческого рода, а также как осквернения человеческого тела и поругания самого дара деторождения.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|