Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[17/05/2012] Андрей спрашивает:
Отец, Рафаил, здравствуйте. Спасение человека, вечное блаженство, это дар Бога Христа, несоизмеримый с трудами, которые затратил человек, стремясь к своему спасению. Верно ли обратное утверждение, вечная гибель, вечная пытка, это кара несоизмеримая с преступлениями человека? Если последнее верно, то в чем же тогда смысл вечных мук или это лучше, чем небытие? Спасибо, очень ценю ваш сайт.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Вечные муки и райское блаженство только условно можно назвать наказанием и наградой, как бы расплатой со стороны Бога за то, что совершил человек в своей жизни. На самом деле, вопрос более глубок. Рай и ад это, прежде всего, состояние, в котором находится человеческая душа после разлучения с телом.
По смерти обнаруживается с кем человек: с Богом, через исполнение евангельских заповедей, или с сатаной, через исполнение собственных страстей и грехов, в которых душа сродняется с демоном. Рай и ад имеют два аспекта. Внутренний рай это свет благодати, сочетавшийся навеки с душой; внешний рай – место пребывания души и ее общение с небожителями.
Ад также имеет два аспекта: внутреннее состояние души, потерявшей Бога, и внешнее – место пребывание грешников, их общения с демонами, так как подобное тяготеет к подобному. Земная жизнь – мгновенье по сравнению с вечностью. Но на земле решается главный онтологический вопрос: какой станет душа – Христоподобной или демоноподобной, чей образ она унесет с собой в вечность. Здесь на земле определяются духовные векторы человека, формируется его личность, а вечность уже раскрытие того, что приобрел человек на земле.
Страшная тайна вечности в том, что тогда уже не будет ни времени, ни изменения, ни возможности выбора; там произойдет полное разделение добра и зла. Если человека, в душе которого ад, поместить в рай, то от этого ему не станет легче – божественный свет будет жечь и мучить его. Поэтому ад – последняя милость для грешных. Позволю себе повториться: вечная участь зависит от состояния самой человеческой души, но оценить это состояние может не человек, а только Всеведец Бог, поэтому Он производит последний суд.
Господь сотворил душу бессмертной. Смерть это редукция, распадение, разложение сложного на его составные части, структуры – на ее элементы. А душа проста, поэтому для души нет смерти. Господь дал человеку свободную волю и поэтому дозволил развиваться добру и злу.
Если бы Он вмешивался по Своему предвидению в будущую жизнь людей и совершал бы насильственную селекцию, тогда само понятие свободы было бы иллюзорной. Еще надо учесть, что понятия ада и огненной геенны – неоднозначны. Слово «ад» означает невидимый, скрытый, забытый, область, лежащую вне света божественного Логоса. Святой Василий Великий и преподобный Ефрем Сирин указывают, что как в раю обителей много, так в аду есть различные места.
Некоторые средневековые богословы фигурально изображали ад в виде концентрических кругов, в центре которых находится сатана: чем дальше от центра, тем легче мучения. На последнем кругу, как бы на периферии и поверхности ада находились праотцы и ветхозаветные праведники, ожидая дня искупления. В подобных местах, где нет ни наказания, ни блаженства, находятся некрещеные дети и люди, не знавшие Христа, но старавшиеся жить по голосу естественной совести. Бытие таких душ лучше, чем небытие.
Помоги вам Господи.
|