Вопросы и ответы: Общие вопросы
[27/06/2012] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
Андрей Кураев недавно написал: «По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово – 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово – 7 января, то почему новое «лето от Рождества Христова» начинается за неделю до него?
Может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия? Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи). Интересно, какие могут быть возражения против такого предложения, кроме шантажа расколом?».
Что вы думаете по этому поводу?
Мне лично кажется, что Кураев не учитывает, что именно на восьмой день после Рождества Христос прошел обряд обрезания и получил имя Иисус. Восемь — число вечности... Вот и наступает Новый год.
Спаси вас Бог!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Новый год – гражданский, а не церковный праздник. В разные исторические времена он приходился на разные даты. При этом новолетие не было ориентировано на праздник Рождества Христова. Наступление нового года праздновалось в Древней Руси в марте, а затем было перенесено на 1 сентября, когда заканчивался сбор пшеницы в Палестине и в храм приносили первые колосья. С 1 сентября начинается богослужебный круг Церкви – церковное Новолетие.
Празднование нового года 1 января связано с древнеримским обычаем – празднованием божества времени Януса, который изображался с двумя лицами, - старческим и юным, - символизирующих прошлое и будущее. Во время этого праздника объявлялись двухнедельные каникулы и имена новоизбранных римских консулов. На Руси Новый год на 1 января был учрежден императором Петром, по образцу европейских стран.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|