Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[26/03/2012] Наталья спрашивает:
Благословите, отче! В книге Исход (1 гл., ст. 15-21) есть рассказ о повивальных бабках, которые, отвечая фараону, сказали неправду. В толковании преп.Ефрема Сирина написано: "Бог вложил в уста их мудрое слово, и избавились они от смерти". Почему святой назвал ложь "мудрым словом", вложенным Богом?
Заранее благодарна. Храни Вас Господь и Матерь Божия!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Наталия! Существует такое понятие, как коллизия обстоятельств. Это исключительный случай, когда человек не может найти выхода из создавшегося положения, и ему приходится выбирать меньший грех, чтобы не совершить больший.
Предположите, что вас преследует бандит и вы спрятались у соседа. Бандит требует от хозяина указать, где вы, а хозяин отвечает, что не знает этого и не выдает вас, хотя рискует за это поплатиться жизнью. Поблагодарите вы его за спасение, или же укорите, что он сделал плохо, солгав? Я думаю, что вы скажете, что он поступил правильно и по-христиански.
Повивальные бабки, о которых написано в Библии, солгав фараону, сохранили жизнь многим неповинным детям, подвергая себя смертельной опасности. В этой лжи не было никакого эгоизма, а самопожертвование и геройство – готовность быть казненными за непослушание фараону.
Бог показал Свое благоволение к этим женщинам не за ложь, к которой они прибегли, а за спасение невинных детей, за которых были готовы отдать свою жизнь.
Есть непреложная библейская заповедь: «Не убей»; есть нравственное правило: «Не лги». Десять заповедей Ветхого Завета и девять заповедей Евангельских блаженств являются концентратом и вершиной всех нравственных законов. Заповеди это обязательные пункты союза между Богом и человеком.
Нравственные законы – путь к духовному совершенствованию. Заповеди, нравственные законы, евангельские советы не противоречат друг другу – это единое целое. Но дело в том, что Бог совершен, а человек не совершен. Именно из-за своего несовершенства, из-за своей греховности, из-за своего узкого духовного и интеллектуального кругозора он не может в некоторых случаях понять, как совместить в определенных обстоятельствах два нравственных императива, которые кажутся ему противоречащими друг другу. Тогда он жертвует меньшим ради большего.
Разумеется, такие случаи исключительны. Из исключений нельзя делать правил и широких обобщений, как это совершают иезуиты, сделав ложь дозволенным методом – «Цель оправдывает средства». Любовь должна выражаться в форме правды и истины, а, правда и истина иметь своей целью и содержанием любовь. Если даже человек сделал добро, но не избежал лжи, он должен приписывать добро милости Божией, а ложь – своему несовершенству.
Что касается слов Ефрема Сирина: "Бог вложил в уста их мудрое слово, и избавились они от смерти" то это означает, что они рассудили мудро – отдать свою жизнь, чем убить детей.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|